НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ И НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ОБ «ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ»
Неоклассический подход в лице современной экономике, можно сказать, привел в систему все то знание о homo oeconomicus, накопленное предыдущей экономической теорией. Концепция рациональности (полной или ограниченной, — в зависимости от субъективных пристрастий тому или иному классику) заняла в неоклассической антропологии центральное место; но не меньше внимания было уделено эгоцентризму «экономического человека» и его постоянному стремлению делать максимизирующий выбор между различными благами и ресурсами.
К. Макконнелл и С. Брю в связи с этим отмечают: «Экономисты развили в себе чрезвычайно бдительное отношение к определенным аспектам повседневного поведения и складывающихся ситуаций. Точнее, они ищут в действиях людей и институтов рациональность и целеустремленность. Такая целеуст-
КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег. С. 252. Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. С. 122.
24
25
ремленность подразумевает, что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды»1.
Конечная цель такого выбора опять же восходит к Адаму Смиту: это — личный интерес, измеренный в ракурсе «издержки —
выгоды»:
«Разумеется, экономические действия рабочих, производителей (предпринимателей) и потребителей также приносят личные экономические выгоды. Например, рабочие получают заработную плату, предприниматели — прибыль, потребители — удовлетворение. Принимая решение о том, как потратить свое время, какие продукты покупать, работать или не работать, какие товары производить и продавать и т.п., люди сопоставляют возможные выгоды с издержками. Если прямые выгоды, связанные с намеченным планом действий, превышают прямые издержки, целесообразно осуществить такое действие. Если же прямые издержки оказываются больше прямых выгод, такие действия не являются рациональными и их предпринимать не следует. Более того, когда размеры издержек или выгод изменяются, люди соответственно изменяют свое поведение. Экономисты пристально следят за динамикой издержек и выгод, чтобы понять характер повседневной деятельности людей и институтов в области экономики»2.
Возрожденная институционалистская школа («новый инсти-туционализм», неоинституционализм) применила исторический, эволюционный подход к «экономическому человеку». Для нео-институционалистов характерно рассмотрение homo oeconomicus как меняющегося по действием институтов и самого меняющего эти институты. В частности, нобелевский лауреат Дуглас Норт конкретно высказался по этому поводу:
«Люди развивают и изменяют институты; поэтому наша теория должна начинаться с индивида. В то же время ограничения, накладываемые институтами на человеческий выбор, оказывают влияние на самого индивида»3.
Основной упрек неоклассике со стороны нового институци-онализма идет и с другой стороны: это недооценка факторов «коллективного» и «социального» в развитии человека и пере-
1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1.
М., 1992. С. 27.
2 Там же.
3 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование
экономики. М., 1993. С. 20.
оценка влияния «настоящего» с недооценкой влияния «прошлого», недоучет биологического, иррационального в природе экономического человека. Таким образом, неоинституционализм апеллирует к другим социальным и естественным наукам (истории, культурологии, психологии, биологии), пытаясь выйти за рамки «узкого», экономического подхода к природе homo oeconomicus.