Клети колесопрокатных и бандажных станов
Рабочие клети колесопрокатных и бандажных станов, подобно клетям прошивного дискового стана, очень трудно отделить от их рабочих линий. Вместе с тем как у колесопрокатных, так и у новейших бандажных станов имеются коренные валки, выкатывающие обод, и эджерные, выкатывающие ступицу колеса и часть обода (колесопрокатные станы) или боковые кромки бандажа (бандажные станы), причем форма и положение этих валков различны.
а) Клети колесопрокатных станов новейших систем отличаются от станов старых типов прежде всего механизацией нажимных устройств, подводящих валки к прокатываемой заготовке, конструкцией рабочих линий стана, оказывающих влияние на положение валков в рабочей клети, их крепление и привод.
Описанная выше колесопрокатная установка завода Либкнехта является наиболее совершенной. В ней коренные и эджерные валки имеют самостоятельные клети с обособленными нажимными устройствами, но с приводом через общую рабочую линию, связанную с главным мотором. Движение передается только ведущему (коренному) валку и нижнему наклонному эджерному валку, тогда как второй эджерный валок приводится в движение от отдельного электромотора. Остальные четыре опорных ролика стана, выкатывающие реборду и поверхность катания обода колеса, — холостые, но имеют самостоятельное управление для регулирования от гидравлических клапанов.
Большой интерес представляет конструкция колесопрокатного стана Шлемана (фиг. 161, а и б), в которой эджерные валки приводятся в движение от самостоятельных моторов. Кроме того, для выкатки реборд обода служит дополнительная пара валков, а для выкатки катающей поверхности обода — коренной валок (в этой же плоскости иногда помещается опорный валок, парный коренному), причем первые настраиваются от штурвала через червячные передачи, а второй — пневматическим или гидравлическим способом (фиг. 161, а). В процессе прокатки колесо находится не в горизонтальной, как в стане Деви, а в вертикальной плоскости, параллельной линии стана.
Можно назвать еще целый ряд конструкций колесопрокатных станов, но они много проще рассмотренных или незначительно отличаются от последних.
Фиг. 161. Общий вид колесопрокатного стана фирмы Шлеман: а — вид сбоку; б — вид сверху
б) Клети бандажных станов, в основном аналогичные по устройству клетям колесопрокатных станов, имеют значительно больше разновидностей. Последнее вызывается назначением установки (стан черновой или чистовой прокатки, одновременно черновой и чистовой), количеством и расположением применяемых валков, нажимными устройствами, конструктивными особенностями привода.
Исходя из указанного выше, что чистовые станы почти во всех установках являются однотипными (горизонтальной прокатки), а черновые станы и станы, в которых сосредоточена одновременно черновая и чистовая прокатка, отличаются многообразием типов, ознакомимся с последними (черновыми станами и станами, в которых сосредоточена одновременно черновая и чистовая прокатка) по наиболее характерным конструкциям.
Разбирая особенности устройства бандажной установки в целом, можно одновременно получить представление как о типе клети, так и ее приводе и других вспомогательных механизмах.
Черновые бандажные станы прежде всего необходимо разделить на две группы: 1) станы с горизонтальным положением прокатываемой заготовки (при вертикальном положении осей главных валков) и 2) станы с вертикальным положением заготовки (при горизонтальном положение осей главных валков). Последние (фиг. 162) представляют наиболее старый тип бандажной установки.
Ко второму типу станов можно отнести станы фирмы Крейзер (фиг. 162, а), Дункан-Стюарт (фиг. 162, б), Крупна (фиг.162, в), Вагнер и др. Наибольший интерес из показанных на фиг. 162 представляет стан фирмы Дункан-Стюарт, у которого как и у стана фирмы Вагнер оба валка приводные. Кроме того, у стана фирмы Дункан-Стюарт (фиг. 162, б) установлены редукторы ввиду применения мотора с большим числом оборотов. Устройство для установки и снятия бандажа и валка имеет оригинальную конструкцию, валки при сближении образуют глубокий закрытый калибр, способствующий удержанию бандажа при прокатке. Стан Круппа (фиг. 162, в) представляет интерес по устройству рабочей линии, в которой для привода каждого валка применяются индивидуальные моторы с малым числом оборотов и совершенно отсутствуют редукторы.
Существует много конструкций станов с горизонтальным положением прокатываемой заготовки, но наиболее характерны из них станы: 1) с одной парой валков (главной) и парой опорных роликов (фирм Вагнер; Банинг и др.) и 2) с одной парой главных валков и парой эджерных (фирм Демаг, Балдвин и др.).
Типичным для первой группы установок является стан фирмы Вагнер (фиг. 163, а), у которого приводным является только коренной (главный) валок (фиг. 163, б); второй валок — холостой, подача его осуществляется гидравлическим способом (фиг. 163, в). Рабочая линия стана показана на фиг. 163, г.
На фиг. 164 показан стан фирмы Демаг, относящийся ко второй группе станов (с главной парой валков и эджерной), у которого получают движение от главного мотора один коренной валок и один (нижний) эджерный, остальные (второй валок главной папы и второй эджерный) холостые и вращаются благодаря трению. Подача холостого валка главной пары осуществляется гидравлическим способом, холостого эджерного—механическим способом при помощи штурвала. Оси коренных валков расположены вертикально, эджерных — горизонтально, причем валки каждой пары параллельны между собой.
Более совершенным в этой группе является стан фирмы Деви, (фиг. 165, а и б). Он имеет также две пары валков, но оси эджерных валков его непараллельны (верхний валок находится под наклоном к нижнему горизонтальному). Кроме того, форма этого валка (верхнего эджерного) не цилиндрическая, а коническая. Привод нижнего эджерного валка осуществляется через цилиндрическую передачу от главного вала, а привод коренного валка — от того же главного вала, но через коническую передачу.
Нажимной механизм неприводного валка главной пары состоит из двух цилиндров прямого хода 1 и одного обратного 2, при давлении первых (цилиндров прямого хода) 2Р=139т, а второго (цилиндра обратного хода) Р = 22 т (все цилиндры обратного хода находятся под постоянным давлением).
Подача направляющих (опорных) роликов осуществляется двумя цилиндрами: прямого хода 3 при давлении в 15 т и обратного хода 4 при давлении в 7 т.
Перемещение эджерной каретки осуществляется цилиндрами 5, закрепленными на станине, причем нажимное усилие равно 25 т, противодавление при обратном ходе— 12,5 т (фиг. 165, а и 165, г).
В эджерной каретке находятся два валка, из которых верхний, неприводной, закреплен на оси, не имеющей вращения, но перемещающейся в вертикальной плоскости.
Опускание и подъем верхнего валка осуществляется двумя цилиндрами 6 и 7, из которых первый производит нажатие, второй—подъем валка.
Изменением угла наклона управляет специальный механизм, состоящий из ручного штурвала, конических шестерен и тяги с гайкой. Привод нижнего эджерного валка осуществляется главным валом через цилиндрическую передачу, верхняя шестерня которой сидит на квадратном валу, соединенном при помощи клина с осью нижнего эджерного валка. Наличие квадратного вала обеспечивает перемещение эджерной каретки.
Перемещение двух боковых направляющих роликов правой стороны осуществляется двумя ци-линдрами, установленными на эджерной каретке и размещенными по ее бокам (фиг. 165, б и 165, в).
Фиг, 162. Станы с вертикальным положением бандажа: а—фирмы Крейзер; б — фирмы Дункан-Стюарт;
в — фирмы Крупп с индивидуальными приводами
на каждый валок
Фиг. 163. Общий вид бандажного стана фирмы Вагнер: а-вид сверху; б — продольный разрез; в — поперечный разрез по , г —поперечный разрез по
Фиг. 164. Общий вид стана фирмы Демаг
Фиг. 165. Общий вид стана фирмы Деви: а — продольный разрез по рабочей линии стана; б — вид сверху;
в — разрез цилиндра для подачи боковых роликов эджерной каретки; г — разрез цилиндра передвижения эджерной каретки; 1 — цилиндры прямого хода и 2 — цилиндры обратного хода неприводного коренного валка; 3 и 4 — цилиндры прямого и обратного хода для подачи опорных роликов; 5 — цилиндры для перемещения эджерной каретки; 6 и 7 — цилиндры для опускания и подъема верхнего эджерного валка
Фиг. 166. Схема бандажепрокатного стана фирмы Балдвин
Фиг. 167. Главный валок и подъемный стол чернового бандажепрокатного стана фирмы Вагнер
Наиболее совершенные черновые бандажные станы имеют конструкцию, аналогичную конструкции рассмотренного выше стана фирмы Деви. Разница лишь в том, что у некоторых из станов иная конструкция нажимных устройств. В качестве примера можно привести американский стан фирмы Балдвин (фиг. 166), аналогичный по типу стану Деви, но у которого вместо гидравлического принято электрическое передвижение эджерной каретки и боковых роликов. Кроме того, наличие накидного подшипника нажимного шпинделя увеличивает прочность последнего, но зато усложняет установку и снятие со шпинделя заготовки.
Из указанных нами черновых станов некоторые (станы фирм Вагнер, Демаг) применяются одновременно как для черновой, так и для чистовой прокатки бандажей, но характерным для данного типа станов следует считать стан фирмы Вагнер с валком (главная пара), имеющим два калибра (фиг. 167) и с подъемным столом, служащим для передачи бандажа из калибра в калибр. Правда, такой стан имеет невысокую производительность.
Чистовые бандажные станы обычно бывают горизонтального типа (с горизонтальным положением заготовки) и по общему устройству, положению валков, по устройству привода и пр. более единообразные, нежели черновые.
Наиболее характерным из них можно считать стан фирмы Банкинг (фиг. 168, а, б, в), напоминающий во многом чистовой стан фирмы Вагнер, показанный на фиг. 169, а и б. Как тот, так и другой имеют главную пару валков и два опорных (нажимных) ролика (фиг. 168, б). Подача каретки неприводного ролика осуществляется гидравлическим способом (фиг. 168, в), опорные ролики перемещаются от отдельного привода при помощи двух тяг, гаек, конических передач и редуктора.
На фиг. 169а и 169б изображен чистовой стан фирмы Вагнер, выполненный по типу американских станов, с эджерными валками и с прокаткой в открытом калибре. Этот стан по конструкции аналогичен черновому стану фирмы Деви (фиг. 165) с той разницей, что на нем можно изменять наклон профилирующего валка.
Особенностью этого стана является также то, что оба эджерных валка имеют цилиндрическую форму, а оси их параллельны между собой.
Конструкция привода и нажимных устройств у этих станов имеет настолько много общего, что отпадает необходимость в более подробном пояснении устройства стана, представленного на фиг. 169, а и б.
Итак, из рассмотренного можно сделать вывод, что как в бандажных, так и колесопрокатных станах определение типа рабочей клети сводится к определению всей рабочей линии стана или даже всей установки в целом (если стан состоит из нескольких рабочих линий).