Общее устройство и конструкции подшипников Моргойл
Подшипники Моргойл [152, 153], установленные с неприводной (фиг. 277, а) и приводной (фиг. 277, б) сторон стана, отличаются один от другого тем, что первый из них, как упорный, предназначен для восприятия радиально-осевых нагрузок, а второй — только радиальных.
Шейки валков в подшипниках Моргойл для облегчения монтажа и увеличения прочности изготовляются коническими, хотя бывают также и цилиндрические.
На конической шейке 1 (фиг. 277, а) при помощи шпонки закрепляется втулка 2, удерживаемая нажимным кольцом 3 и гайкой4. Втулка, вращаясь вместе с шейкой, образует цапфу, а вкладышем является установленная в корпусе подшипника 5 другая неразъемная втулка 6 (цилиндрическая), изготовляемая из стали или бронзы и заливаемая центробежным способом (см. ниже) баббитом высокого качества.
Воспринимающее осевые давления нажимное кольцо 3 удерживается двумя упорными кольцами 7 (внутренним и наружным), установленными в корпусе 5 и регулируемыми гайкой 8.
Масло для смазки подшипника поступает сквозь отверстие 9 проходит по каналам корпуса, показанным пунктиром, на внутреннюю поверхность вкладыша 6 и сквозь отверстие 10 на внешнюю поверхность втулки 2. Для смазывания нажимного кольца 3 и упорных 7 смазка подается сквозь отверстие в крышке 11 и по трубке 12. Пройдя через гайку 4 и отверстия 13 и 14, смазка попадает на кольцо. Со стороны бочки валка устанавливается из пластмассы уплотнение 15, служащее для предотвращения попадания в подшипники воды, окалины и пыли. Это уплотнение прижимается пружинами к торцу бочки валка.
Подвод смазки к подшипнику, установленному со стороны привода (фиг. 277, б), общий для втулки 6 и нажимных колец, весь узел которых воспринимает только радиальные усилия, имеет иное устройство, чем соответствующий узел подшипника, приведенного на фиг. 277, а.
Поэтому втулка подшипника по фиг. 277, б не фиксируется как втулка подшипника по фиг. 277, а, а может свободно перемещаться в осевом направлении.
Разборку подшипника (фиг. 277, а) производят обычно не в рабочей клети, а на стороне. Прежде всего снимают наружную крышку 11, отвинчивают гайку 4 и разъемное кольцо 16, затем ослабляют весь подшипник легкими ударами молотка и снимают его с шейки, не нарушая установки нажимных колец. У подшипника (фиг. 277, б) эта операция проводится значительно проще, достаточно отвернуть гайку 4 и снять кольцо 3.
В новые конструкции подшипника Моргойл (фиг. 278) фирма «Морган Констрэкшен Ко» внесла некоторые изменения. Наиболее характерные из них следующие. Применены более тщательные масляные уплотнения (наружное 13, внутреннее 2 и специальное для втулки 1). Упорное кольцо 3 (фиг. 277, а) заменено фланцем, составляющим одно целое со втулкой. В верхних подшипниках для предотвращения вращения подушек при смене валков применен зажимной винт 7. Кроме того, обработка подшипника выполнена значительно тщательнее.
Подшипник Моргойл, изображенный на фиг. 279, а и б, имеет примерно такую же конструкцию, как подшипник, представленный на фиг. 278, за исключением установки двойного уплотнения для смазки 13, способа крепления запорного кожуха и некоторых других изменений, которые легко выявляются при сравнении фиг. 278 и 279.
Корпуса подшипников Моргойл крепятся к станинам клети в листовых и сутуночных станах при помощи планок, в сортовых — соединяются между собой при помощи дистанционных труб и болтов фиг. 280, а).
Для осевой регулировки валков ручьевых станов фирма «Морган Констрэкшен Ко» применила параллелограммный механизм, устанавливаемый на верхнем или нижнем подшипнике верхнего валка с не приводной стороны клети, тогда как нижний валок устанавливается стационарно.
Фиг. 277. Подшипник Моргойл, установленный на шейке валка с
неприводной (а) и приводной (б) сторон стана
Фиг. 278. Новая конструкция подшипника Моргойл: 1—масляное уплотнение втулки; 2 — внутреннее уплотнение; 3 — уплотнение от воды; 4 — внутреннее упорное кольцо; 5 — наружное упорное кольцо; 6 — упорное регулировочное кольцо; 7 — зажимной винт для предотвращения вращения подушек при смене валков; 8 — запорная (стопорная) гайка; 9 — запорная шпонка; 10 — кольцо держателя шпонки; 11 — разъемное кольцо с нарезкой; 12 — огибающая пружина для удержания разъемного кольца; 13 — внешнее уплотнение для масла; 14 — штифты для запора кольца, регулирующего канатик упорного подшипника; 15 — штифт винта для установки втулки; 16 — вкладыши; 17 — втулка
Фиг. 279. Новая конструкция подшипника Моргойл фирмы «Морган Констрэкшен Ко»: а —разрез; б —общий вид:
1— коническая втулка; 2 — шейка валка; 3 — вкладыш; 4 — фланец конической втулки; 5 — корпус подшипника; 6 — внутреннее и наружное упорные кольца; 7 — канал для отвода отработанной смазки; 8—внешнее уплотнение для масла; 9 — запорная гайка; 10 — пружина для удержания разъемного кольца; 11— разъемное кольцо с нарезкой; 12 и 13 — двойное внутреннее уплотнение для масла; 14— уплотнение из пластмассы от воды, пыли, окалины и т. д.
Параллелограмный механизм (фиг. 280, б) представляет собой рычажно-винтовое соединение с зажимами 1, непосредственно связанными с выступами 2 корпуса подшипника. Винтовых стяжек 3 имеется две: одна из них всегда сжата, а другая растянута, благодаря чему устраняется мертвый ход в шариковых соединениях, а подшипник и валок прочно удерживаются от осевого движения. Регулировка валка достигается отжатием одной из винтовых стяжек и подтягиванием другой.
Фиг. 280. Соединение подшипников Моргойл: а – при помощи дистанционных труб и болтов; б – при помощи параллелограмного механизма для осевой установки валков
На фиг. 281 изображена конструкция подшипника жидкостного трения, разработанная Ново-Краматорским машиностроительным заводом для отделочной клети кварто-стана холодной прокатки.
На фиг. 282, а и б представлены схемы заливки вкладыша подшипника типа Моргойл для дуо реверсивного стана фирмы «Места» (валки диаметром 1000 мм, бочка длиной 813 мм), из которых видно, что толщина слоя баббита распределяется по окружности вкладыша неравномерно. В верхней и нижней частях вкладыша эта толщина наибольшая, а в боковых частях (по горизонтальной оси) наименьшая; разница достигает 0,115", или 2,9 мм.
Чертеж такого подшипника размером 30 20" (762 508 мм) дан на фиг. 283 и 284, причем фиг. 283 показывает лишь разрез подшипника зажимной стороны (сторона перевалки), а на фиг. 284 разрез по подшипнику со стороны привода.