СИГ – «Социальный интеллект» (методика Дж. Гилфорда и М. Салливена).

В 1960-е годы создатель первой методики для измерения социального интеллекта Дж. Гилфорд рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта, построенной Дж. Гилфордом.

К российским социокультурным условиям методика была адаптирована Е. С. Алешиной-Михайловой. Русская аббревиатура СИГ («социальный интеллект Гилфорда») предложена В. Н. Куницыной.

Методика включает 4 субтеста, три из которых составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном.

Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта Дж. Гилфорда: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

1 субтест – «Истории с завершением». Помогает выяснить, насколько человек может предвидеть последствия поведения и сделать его прогноз на основе невербальных реакций. Предполагает знание нормативных ролевых образцов поведения.

2 субтест – «Группы экспрессии». Оценивается чувствительность к невербальным проявлениям состояний.

3 субтест – «Вербальная экспрессия». Оценивается чувствительность к оттенкам человеческих отношений, правильное понимание того, что люди говорят друг другу в определенных ситуациях, ролевая пластичность.

4 субтест – «Истории с дополнением». Считается самым информативным. Оценивает способность к распознаванию межличностных отношений в динамике, логику их развития. Помогает оценить, насколько человек может использовать логические умозаключения для прогноза поведения на основе неполных данных.