Аутистичность как свойство личности
Аутистичность как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.
Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие:
1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности.
2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда – быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения.
3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, – то есть обстоятельствами рождения ребенка.
Поздние дети и дети интеллигентных родителей, на которых направлен мощный арсенал развивающих и воспитательных усилий, часто отличаются такими чертами, которые способствуют отторжению их сверстниками.
Известно, что эти дети часто начинают говорить раньше, чем ходить; их отличает проблемный склад мышления и высокий интеллект – взрослость поведения и речи; внешне они выглядят как холодные, гордые, замкнутые.
«Иногда они пользуются уважением – правда, весьма односторонним – за ум, осведомленность, принципиальность. Чаще же из-за раздражающей откровенности и неуместной прямолинейности, неумения наладить и поддержать контакт, несоблюдения общих правил и субординации они оказываются в довольно напряженных отношениях с воспитателями и сверстниками» (Исаев, Каган, 1973, с. 62).
В общении для них свойственна неуместная прямолинейность; они имеют многочисленные внутренние проблемы, не умеют наладить контакт со сверстниками, поэтому ведут дневник. Они обладают ограниченным числом друзей, необычными интересами и увлечениями, которые часто не соответствуют возрасту, опережают его. Двигательная неуклюжесть, неумелость в спорте также сокращают число потенциальных друзей.
Если контактность и адаптивность аутистичных столь же невысоки, как у интровертов и отчужденных, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого – в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность общения этой группы довольно невысокая – на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АУТИСТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА
Целью исследования В. Н. Куницыной (1991) было составить психологический портрет аутистичного человека. Для этого в опроснике СУМО была сконструирована шкала аутистичности. Из общей выборки было выделено 39 человек, получивших максимальный балл по этой шкале (то есть достаточно аутистичных по характеру своего общения), и 116 чел, получивших минимальный балл по ней.
Если сравнить данные аутистичных детей и тех, у кого это свойство отсутствует, то очевидно, что почти по всем коммуникативным и личностным свойствам показатели аутистичных значительно хуже.
По сравнению с интровертами и отчужденными у них больше личных проблем, они более консервативны, подозрительны и сверхопекаемы. Как и отчужденные, они испытывают глубокую неудовлетворенность общением в близком кругу и потенциально конфликтны.
Анализ связей между личностными свойствами показал, что аутистичность приводит к недостаточности социальных связей и мешает контактности; неудовлетворенность общением выражается в чувстве одиночества и зависимости от других; сенситивность снижает легкость общения и влияние на людей. Адаптивность достигается благодаря достаточной эмоциональной устойчивости и сдержанности, осторожности в общении.
(См.: Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. –
Дис.... докт. психол. наук. СПб, 1991.)