Драматургия и монтаж

Экранное произведение должно вызывать интерес к себе в процессе восприятия. Содержание эпизодов и фильма в целом не должно вызывать у зрителя сложностей при восприятии и осознании происходящего на экране. Все принципы драматургии подчиняются одной задаче – сделать произведение максимально увлекательным для зрителя, вызвать сопереживание или отторжение экранной парадигмы, всколыхнуть зрительские эмоции.

По формулировке А.Г. Соколова «драматургия – это особый способ выбора (отбора) содержания произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей».

Сцена – небольшая часть произведения, в которой действие развивается непрерывно, в одном месте, в реальном времени.

Эпизод – структурная единица экранного произведения, часть фильма, которая включает в себя несколько сцен, объединённых ходом событий.

Ситуация – позволяет обозначить проблему, выявить антагонизмы в обществе, социальных кругах, межличностных отношений.

Конфликт – главная паутина, которая раскручивает сюжет. Конфликтов в одном произведении может быть несколько. Они бывают внешние и внутренние.

Коллизия – одна из стадий возникновения и развития конфликта. Это всегда противостояние, противоречие целей, идей, интересов.

Ввёл данный термин Г.Гегель. происходит от лат. Collision – столкновение.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, действие в произведении.

Развязка – разрешение конфликта, конец интриги. Действие ещё может продолжаться, но интриги больше нет.

Пролог – предваряет основное развитие действия, раскрывает события или обстоятельства, предшествовавшие началу сюжета. Пролог может называться и предысторией сюжета.

Эпилог – заключительный компонент произведения, послесловие.

Драматургические задачи экранного произведения:

- обозначить ситуацию;

- показать зрителю цели и намерения героев;

- выявить конфликтующие стороны;

- создать остроту конфликта;

- создать препятствия на пути героев;

- дать возможность героям через поступки раскрыть и проявить свои характеры;

- создать критические ситуации;

- заставить зрителя сопереживать герою;

- создать атмосферу, в которой развивается действие, соотнеся её с жанром произведения;

- выстроить диалоги согласно развитию сюжета.

Послойный монтаж (компоузинг) – объединение нескольких составляющих в единое и законченное целое. Подразумевает компоновку в одном кадре нескольких изобразительных составляющих.

В экранных искусствах это называется комбинированными кадрами или спецэффектами. Послойный монтаж – это развитие технологии создания комбинированных кадров на основе новых цифровых технологий.