Краткий терминологический словарь.
Бизнес – предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы).
Бизнесмен – собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.
Вербальные и невербальные средства межличностной коммуникации – способы осуществления коммуникаций с помощью и без помощи слов как символов.
Вертикальное разделение труда – разделение труда по уровням. В отечественной и зарубежной теории и практике чаще всего приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низового уровней (звеньев).
Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень воздействия изменения одного фактора на изменения других факторов.
Власть – возможность оказывать влияние на поведение других.
Влияние – процесс, при котором одна из сторон вносит изменения в поведение других сторон.
Внешнеорганизационные коммуникации – коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой.
Внешняя среда прямого воздействия – факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.
Внешняя среда косвенного воздействия – такие значимые факторы, как состояние экономики, политическая обстановка, развитие науки и техники, социокультурные элементы.
Внешняя среда организации – совокупность элементов, существенным образом влияющих на организацию, но не подвластных ее руководству.
Внутренние переменные – части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это ее состав и взаимосвязи. Основные внутренние переменные организации, по определению М.Х. Мескона, - это цели, структура, задачи, технология и люди.
Внутриорганизационные коммуникации – коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
Восходящие коммуникации – коммуникации, представляющие движение информации от более низкого уровня к более высокому.
Горизонтальное разделение труда в управлении – разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. С учетом раскрытия механизма управления как кибернетической системы, имеющей вход (ресурсы), выход (результаты), преобразование (производство), можно выделить такие подсистемы: управление персоналом, финансами, информацией, техникой и запасами; целеполагание и стратегическое управление, маркетинг; исследования и разработки, снабжение, производство.
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, предполагающие обмен информацией на одном уровне, соединяющие между собой командные цепочки организации. и необходимые для согласованности действий и исключения дублирования.
Двухфакторная модель Герцберга – модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.
Департаментизация – объединение схожих видов деятельности в рамках отдельных подразделений.
Задача – работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный срок. Задачи можно классифицировать как работу с предметами, людьми и информацией.
Звенья управления – структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их.
Иерархия потребностей Маслоу – разделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное А. Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
Имидж менеджера – его образ, представляемый людьми; комплекс его внешних и внутренних качеств, являющийся достоянием общественности.
Имидж организации – репутация организации, ее доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации. Основу имиджа составляют: существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название организации, эмблема, товарный знак.
Интеграция – уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.
Карьера – успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы и т.д.
Качество управленческого решения – степень соответствия управленческого решения внутренним требованиям организации или стандартам.
Коммуникационные барьеры – препятствия получателю, не позволяющие эффективно воспринимать информацию. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.
Коммуникация – процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменения поведения последнего или обмена информацией между сторонами.
Координация – процесс объединения усилий всех подсистем (подразделений) организации для решения ее задач и достижения поставленных целей.
Лидерство – способность вести за собой людей, психологический феномен, связанный с регулированием неофициальных межличностных отношений в группе.
Менеджеры – руководители различных уровней, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Менеджер – наемный работник, занимающий руководящую должность в организации.
Менеджмент – управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Главным в его сущности является то, что это один из видов деятельности человека. В менеджменте как системе выделяют такие три его грани: воздействие субъекта на объект управления; воздействие на объект с четко определенной целью или механизм достижения цели; руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.
Менеджменту как процессу присущи следующие существенные грани: выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых функциями управления (планирования, организации, мотивации, контроля); принятие и реализация управленческих решений; переработка и выработка информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.
Неформальная группа – группа в организации, возникающая стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми, является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
Неформальные коммуникации – коммуникации, сосуществующие параллельно с официальными коммуникациями организации.
Нисходящие организационные коммуникации – потоки информации от высших уровней руководства к низовым.
Обратная связь – ответ получателя на послание; коммуникация с помощью обратной связи преобразуется в двустороннее движение.
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей).
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
Подвижность внешней среды – скорость, с которой в среде происходят изменения.
Предмет менеджмента (как науки) – законы и закономерности жизнедеятельности организаций и отношения работников в процессе управления.
Принципы управления – правила, основные положения и нормы поведения, на которые ориентируются руководящие органы и работники вследствие социально-экономических условий, сложившихся в обществе.
Процессный подход – один из ранних подходов к управлению, применяемый и в настоящее время, согласно которому управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий.
Руководство – способность вести за собой людей, социальный феномен, связанный с регулированием официальных отношений в организации.
Системный подход – основа методологии менеджмента. В общей форме суть системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей. Такой подход свидетельствует о многомерности организации и необходимости учета множества внутренних и внешних переменных.
Ситуационный подход – способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Этот подход предполагает знание средств профессионального управления, их сильные и слабые стороны; менеджер должен правильно оценивать ситуацию и принимать конкретные меры для эффективного управления. Ситуационный подход это не набор каких-то конкретных мер, это скорее способ мышления об организационных проблемах и методах их решения.
Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.
Сложность внешней среды организации – число и разнообразие внешних факторов, на которые необходимо реагировать.
Состояние внешней среды – совокупность таких показателей, как вязкость среды, взаимосвязанность факторов, ее сложность, подвижность и неопределенность.
Социально-психологический климат – эмоциональный фон межличностных отношений в группе, имеющий субъективную значимость для каждого члена группы.
Стиль управления – устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом предприятия, направленного на выполнение миссии организации и определяемого объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса.
Структура организации – логическая взаимосвязь уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Уровни (ступени) управления – последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху.
Сфера контроля – количество исполнителей, которые подчиняются непосредственно данному руководителю, важная составляющая структуры управления. Размеры сферы контроля определяет число уровней управления.
Технология – средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный результат.
Управленческое решение – развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
Формальная группа – группа внутри организации, которая создается и существует по воле руководства в рамках конкретной деятельности.
Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Ориентация, определяемая целями, пронизывает решения руководства.
Экономическая эффективность – отношение полученного результата к затратам.
Элементы коммуникации – составные части коммуникации: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Эффективность управления – результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и субъекта управления (собственно управленческой деятельности), причем эти показатели имеют количественные и качественные характеристики.