Брокерские операции кредитных организаций

Брокерская деятельность – одна из видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, регулируемая Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Осуществление брокерских операций коммерческими банками имеет следующие цели: получение дохода; расширение клиентуры; изучение рынка и приобретение профессиональных навыков.

Объектами брокерских операций являются государственные ценные бумаги; корпоративные ценные бумаги, в том числе акции, облигации, векселя (при условии выполнения эмитентами условий эмиссии, определенных нормативными документами). В качестве субъектов брокерских операций выступают физические лица, юридические лица – производственные коммерческие организации, инвестиционные компании, банки, биржи и т.д.

Брокерской деятельностью является совершение операций с ценными бумагами в интересах клиента на основании заключенного договора. Брокерские операции банки осуществляют как на первичном рынке ценных бумаг, что предполагает организацию брокером их размещения, так и на вторичном рынке, что предполагает покупку-продажу ценных бумаг по поручению клиента.

Операции доверительного управления (трастовые операции) коммерческих банков - это доверительные отношения между сторонами, при которых одна из них принимает на себя обязательства по распоряжению собственностью в пользу доверителя или третьего лица.

Трастовые операции делятся на: персональные трастовые услуги (для отдельных граждан); институциональные трастовые услуги; услуги типа «мастер траст» (оказываемые банком пенсионному фонду или группе иных компаний путем управления общим счетом доверителей с целью максимизации дохода последних). Под трастом также понимается определенное имущество, переданное банку под контроль и управление на специальных условиях. Доверителем является лицо, доверяющее траст - отделу банка ведение определенных операций с его имуществом. Доверенным лицом – траст отдел банка.

Учредителями доверительного управления могут быть только резиденты Российской Федерации: как юридические, так и физические лица.

Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть: денежные средства (в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте), ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ только на правах собственности.

Наиболее распространенными являются персональные трастовые услуги, которые можно разделить на четыре типа: завещательный траст; безотзывный траст; отзывной траст; краткосрочный траст.

Наиболее распространенными являются следующие трастовые услуги: ведение личных банковских счетов клиента; покупка и продажа ценных бумаг клиента с максимизацией его дохода при «нормальной» степени риска; подготовка налоговых деклараций клиента; взимание доходов в пользу клиента. Среди доверительных услуг частным лицам можно выделить: распоряжение наследством клиента после его смерти в соответствии с его письменным завещанием или во исполнение решения суда; управление имуществом по доверенности при выполнении опекунских обязанностей; депозитарную деятельность.

Банк, выполняющий трастовые операции, может оказывать и другие виды услуг, например обмен одних ценных бумаг на другие, дробление акций, конверсия акций в облигации. Организация работы трастовых отделов банка зависит от масштабов и видов осуществляемых операций.

В российском законодательстве регулирование трастовых операций развито недостаточно и противоречиво. Доверительные операции российских коммерческих банков определяются, инструкцией Банка России от 02.07.97 № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

2. Банковская гарантия (поручительство) означает, что банк берет на себя обязательство в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся с него платежей произвести платеж за счет своих средств. Банковская гарантия является обязательством, выраженным в денежной форме. Должник и гарант (поручитель) несут солидарную ответственность перед кредитором. Гарант (поручитель) отвечает в том же объеме, как и должник, и гарантия распространяется также на уплату неустойки, процентов, комиссионных. Гарантия (поручительство) носит срочный и безотзывный характер, т.е. без согласия кредитора гарант не вправе отказываться от принятых на себя обязательств.

Поручительство как форма банковской гарантии широко применяется во внешней торговле. В России поручительство используется в основном по обязательствам физических лиц. Предметом банковских гарантий (поручительств) могут быть самые разнообразные сделки, связанные с расчетными, кредитными операциями, обязательствами по контрактам, уплатой экспортных и импортных пошлин и т.д.

Наиболее распространенным видом банковского обеспечения платежей выступают банковские гарантии. Они могут быть выражены в форме аваля или в форме гарантийного письма.

Особенно активно используются банковские гарантии в международной торговле в связи с их надежностью и возможностью быстрой реализации гарантированных сумм. Большинство гарантий не выплачивается, банк обычно выдает поручительство или гарантии только клиентам, имеющим надежную финансовую репутацию или надежное обеспечение, как и при выдаче кредита, поскольку при наступлении гарантийного случая могут быть использованы банковские ресурсы.

Банки взимают комиссионные за следующие операции: выдачу гарантий и контргарантий; авизирование (подтверждение гарантий); изменение условий гарантий, авизированных банком и контргарантии; исполнение банком гарантии или контргарантии, выданной банком; составление проекта гарантии.

3. Расширение разнообразия и сферы банковских операций, а также увеличение их сложности вызывают необходимость предоставления клиентам различных консультационных услуг, консалтинговых операций. Банки заинтересованы в предоставлении клиентам консультационных услуг по многим операциям, выполняемым ими для привлечения новых клиентов, увеличения реализации набора услуг, и в конечном счете – в получении прибыли в этой новой сфере деятельности.

К консультационным услугам, связанным с банковскими операциями, можно отнести консультации: о порядке открытия и ведения расчетных, текущих, валютных счетов; о применении правил и положений по кредитным, расчетным и кассовым операциям; об операциях с ценными бумагами; об оформлении расчетных документов, поступающих в банк. Подобные консультационные услуги – необходимая часть операций банка и оказываются им без оплаты.

Ряд консультационных услуг позволяет повысить авторитет банка, сделать ему дополнительную рекламу, но не обязательно приносит высокую коммерческую выгоду. Это, например, бесплатное консультирование постоянных клиентов по телефону. В то же время банки могут оказывать клиентам различные консультационные услуги, которые связаны не только с разъяснением особенностей выполнения тех или иных банковских операций, но и с квалифицированными консультациями в сфере экономики и финансов, иностранных и отечественных инвестиций, операций с валютой, ценными бумагами и другие.

Стоимость консалтинговых операций зависит от объема работ, который выполняет банк, предоставляя услуги клиенту, от стоимости услуг привлеченных банком специалистов, от эффективности сделки клиента, пользовавшегося консультацией банка. Обычно консультационные услуги оплачиваются на основе оплаты часа консультационной работы специалиста. Участие банка в разработке рекомендаций подлежит отдельной оплате, размер которой согласовывается сторонами, как и комиссионные за посреднические услуги в оказании помощи в реализации рекомендаций.

Система финансирования и кредитования капитальных вложений – это совокупность методов и форм аккумуляции и предоставления денежных средств, организация их расходования на осуществление капитальных вложений.

Капитальные вложения могут финансироваться за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора; заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств; привлеченных финансовых средств инвестора; финансовых средств, централизуемых объединениями предприятий; средств внебюджетных фондов; средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов РФ; средств иностранных инвесторов.

Банки, осуществляющие операции по финансированию проводят: проверку представленных заказчиком документов, сверяют их с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд и при соответствии открывают финансирование строительства; в случае если источником финансирования являются средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе, анализируют расчеты сроков возврата средств и процентов по ним и заключают с заемщиком договор по установленной форме.

2.3.4. Размещение денежных средств коммерческих банков в депозиты Банка России

В настоящее время дальнейшее расширение сферы взаимоотношений коммерческих и центральных банков возможно с разрешением проблемы использования депозитных операций центральных банков в инструментарии денежно-кредитной политики.

В условиях России интерес к депозитным операциям центральных банков отчасти вызван неустойчивостью межбанковского рынка, неразвитостью рынка ценных бумаг и других возможных каналов размещения свободных ресурсов коммерческих банков на краткосрочной основе.

Банк России проводит депозитные операции в соответствии со ст. 4, 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации».

Цель проводимых операций– регулирование ликвидности (изъятие излишней ликвидности) банковской системы путем привлечения в депозиты денежных средств банков.

Начало применения депозитных операций относится к февралю 1996 года. Нормативной базой использования этого инструмента стал приказ Банка России от 30.01.96 №02-22 «Об утверждении Положения о порядке проведения депозитных операций ЦБ РФ с банками-резидентами в валюте РФ».

Банк России осуществляет следующие виды депозитных операций: проведение депозитных аукционов; проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке; прием в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте Российской Федерации с использованием системы «Рейтерс-дилинг»; прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Участниками депозитныхопераций являются: Центральный банк РФ; банки-резиденты РФ.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливать действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления.

Дата и способ проведения депозитных аукционов и депозитных операций по фиксированной процентной ставке определяются Банком России и оформляются двусторонним Договором-Заявкой на участие.

Депозитные операции с использованием системы «Рейтерс-дилинг» проводятся Банком России на стандартных условиях.

Депозитные аукционы проводятся Банком России как процентный конкурс Договоров-заявок банков на участие в депозитном аукционе Центрального банка Российской Федерации с назначением Банком России максимальной процентной ставки.

При принятии решения о проведении депозитного аукциона Банк России публикует официальное сообщение в «Вестнике Банка России», в котором указывается: способ проведения аукциона; перечень уполномоченных учреждений Банка России тех регионов, с банками которых проводится аукцион; дата перечисления средств в депозит, открываемый в Банке России; дата возврата суммы депозита и уплаты процентов банкам; минимальная сумма, принимаемая Банком России в депозит; максимальная начальная процентная ставка по депозиту; наименование уполномоченного учреждения/подразделения Банка России, осуществляющего прием Договоров-заявок банков. Договоры-заявки, принятые к аукциону, ранжируются по величине предложенной банками процентной ставки, начиная с минимальной, вплоть до уровня, признаваемого Банкам России в качестве ставки отсечения.

Депозитные аукционы проводятся либо по «американскому» способу, при котором Договоры-Заявки удовлетворяются по предлагаемым банками процентным ставкам, которые не превышают либо равны ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона; либо по «голландскому» способу, при котором Договоры-Заявки удовлетворяются по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона. После проведения депозитного аукциона Банк России публикует его итоги в «Вестнике Банка России».

Проведение Банком России депозитной операции по фиксированной процентной ставке - банки, имеющие намерение перечислить денежные средства в депозит, открываемый в Банке России, направляют в уполномоченное учреждение Банка России Договор-Заявку на размещение в Центральном банке депозита по фиксированной процентной ставке. При принятии решения о проведении депозитной операции по фиксированной процентной ставке Банк России публикует официальное сообщение в «Вестнике Банка России».

Проведение Банком России депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» - они проводятся с банками, заключившими с Банком России в лице территориального учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка, Генеральное соглашение иосуществляется на условиях: «Овернайт», «Том-некст», «1 неделя», «2 недели».

Ежедневно Банком России передается по информационной системе «Рейтер», а также размещается на сервере Банка России в сети «Интернет» сообщение об условиях привлечения средств банков в депозиты.

При нарушении условий депозитной сделки Банком России принимаются определенные меры воздействия.

2.3.5. Операции коммерческих банков с драгоценными металлами

Под операциями с драгоценными металлами подразумеваются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы, в том числе их использование в качестве залога.

Согласно Федеральному закону от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом виде и состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде: стандартных слитков; мерных слитков; монет, содержащих драгоценные металлы, за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации; государственных ценных бумаг (облигаций).

Кредитные организации на основании лицензий (разрешений) на осуществление операций с драгоценными металлами вправе осуществлять следующие операции и сделки: покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения); предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов; привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитных счетах в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах; совершать сделки с драгоценными металлами по договорам доверительного управления.

Согласно указанию Банка России от 11.03.99 № 510-У «О порядке совершения Банком России операций по покупке золота на условиях предварительного авансирования» с изменениями и дополнениями от 08.08.99 № 621-У кредитные организации вправе заключать с Банком России сделки продажи золота на условиях предварительного авансирования, а также и без предварительного авансирования.

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что текущее состояние банковского сектора характеризуется следующими итогами:

- Банковский сектор в целом преодолел последствия финансового кризиса и его состояние является относительно стабильным;

- Банковский сектор расчищен от недееспособных банков;

- Экономике предоставляется базовый комплекс банковских услуг;

- Восстановлена функциональная роль банковского сектора в экономике России;

- Восстановлен докризисный уровень доверия к банковскому сектору, в т.ч. со стороны частных вкладчиков;

- Расширяются масштабы кредитования, улучшается качество кредитного портфеля.

Несмотря на отмечаемые позитивные тенденции, банковский сектор пока не вышел на докризисный уровень по капиталу и по другим параметрам банковской деятельности и по-прежнему играет весьма скромную роль в экономике России в целом. (Для сравнения: соотношение активов банковского сектора и ВВП стран — лидеров по уровню экономического развития из группы стран с развивающимися рынками составляет 50—60%, в России не превышает 35%). По уровню монетизации экономики, определяемому как отношение объема денежной массы (М2) к ВВП (не более 16 %), Россия занимает одно из последних мест в мире. До сих пор не восстановлено доверие к ней как в России, так и на Западе. Российские банки в мире не без оснований по-прежнему считают слабыми, ненадежными и непрозрачными.

Факторы, препятствующие развитию банковской деятельности, могут быть разделены на внешние по отношению к банковскому сектору и внутренние.

К числу внешнихфакторов относятся: правовое обеспечение возможностей банковского надзора, невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недостаточная капитализация, слабая достоверность отчетности многих отечественных банков, низкий уровень монетизации экономики, слабость законодательной защиты прав кредиторов, серьезные недостатки судебной системы, недостаточное недостаточный уровень странового рейтинга России.

К числу внутренних факторов можно отнести: низкое качество управления во многих кредитных организациях, недостаточная эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, слабое развитие современных банковских технологий.

Главным образом, недостаточное развитие банковской деятельности ограничивают высокие риски. Денежные власти, судя по всему, также озабочены этой проблемой. Определенные шаги в сторону изменения ситуации были обозначены в документе "Совместная стратегия Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора»

Стратегическими целями дальнейшего реформирования банковской системы являются: укрепление ее устойчивости, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и вкладчиков, в первую очередь населения; предотвращение использования банковской системы для целей недобросовестной коммерческой деятельности; предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой деятельности.

Практическими задачами, решение которых будет способствовать достижению намеченных целей реформирования банковского сектора, являются:

- укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций;

- выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных (по международным стандартам) кредитных организаций;

- повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала;

- расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также по усилению взаимодействия банков с реальной экономикой.

Рекомендации девятого международного банковского конгресса.

Конгресс констатирует, что наиболее острая фаза финансово-экономического и банковского кризиса в России преодолена. Задачей следующего этапа реформирования банковского сектора является создание условий для устойчивого развития банковской системы, в том числе формирование системы регулирования деятельности банков на основе апробированных в международной практике подходов. Комплекс мер по реформированию собственно банковской системы является необходимым, но недостаточным элементом восстановления нормального хода развития банковского дела. Требуется проведение последовательной государственной политики, направленной на структурную перестройку экономики, активизацию инвестиционной деятельности, повышение занятости и платежеспособного спроса населения, оздоровление системы государственных финансов. Для решения задачи реформирования экономики и банковского сектора большое значение имеет совершенствование законодательной базы, регламентирующей права частной собственности и их реализацию, а также ответственность собственников, процедуры банкротства и ликвидации.В условиях дальнейшего усиления глобализации и взаимозависимости финансовых потоков, расширения влияния международных финансовых структур актуальной проблемой для России является восстановление доверия мирового банковского сообщества и иностранных инвесторов. Необходимым условием этого является открытость экономики, в том числе и банковского сектора, для иностранных инвестиций, благоприятный инвестиционный климат.

По итогам конгресса приняты следующие рекомендации кредитным организациям:

· Принимать только оправданные риски исходя из результатов тщательного анализа всех экономических и правовых аспектов соответствующих операций.

· С целью более рационального использования ресурсов и снижения банковских рисков расширять практику синдицированного кредитования.

· Принять меры по наращиванию капитала, привлечению стратегических инвесторов, в том числе нерезидентов.

· Проводить оценку потребности в капитале с учетом международной практики.

· В целях адекватной оценки финансового состояния формировать резервы на возможные потери по ссудам и резервы под сомнительные активы в размере не менее предусмотренного требованиями Банка России.

· При разработке стратегии деятельности и принятии решений анализировать и учитывать макроэкономические тенденции развития рынков услуг и капиталов, в том числе международных. Использовать принятые в международной банковской практике подходы к анализу конкурентной среды.

· Существенно повысить уровень раскрытия информации о своей деятельности, достоверность учета, отчетности и информации о финансовом состоянии банка, предоставляемой партнерам, клиентам, регулирующим и надзорным органам.

· Уделять более пристальное внимание работе по повышению профессионального уровня всех работников банков и этики межбанковских отношений

Состояние банковской системы можно охарактеризовать как переход от неустойчивого положения в начале 1999г. к относительной стабилизации в настоящее время. Собственный капитал всех действующих российских банков за 2000-2001гг. вырос в полтора раза и составил 145,0 млрд. руб. При этом капитал региональных банков увеличился в три раза и достиг в номинальном выражении предкризисного уровня. За 2001г. присутствие иностранного капитала в банковском бизнесе увеличилось более чем в два раза, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций возросла с 14% до 29%. Активы банков выросли с 1583 млрд. руб. до 2158 млрд. руб., или более чем в полтора раза, а региональных банков в два раза. Кредитные вложения также увеличились и составляли на 1января 2002г. 1225 млрд. руб., в том числе кредиты, предоставленные предприятиям и организациям, - 782 млрд. рублей.

Зачастую банки критикуются за недостаточную инвестиционную активность. Однако следует иметь в виду. Что кредитные организации работают в основном с короткими деньгами. Долгосрочные ресурсы – вклады населения на срок свыше 1 года составляют небольшую часть – 100 млрд. руб., или около 8,5% их общей суммы. Поэтому по-прежнему актуальной проблемой остается более активное привлечение сбережений населения для инвестиций.

В 2001 года большинство крупнейших российских банков демонстрировали позитивную динамику роста величины чистых активов. Среди лидеров можно выделить Международный московский банк (прирост чистых активов составил 16,9%), Банк Москвы (15,3%) и Сбербанк (12,5%). В целом чистые активы 10 крупнейших банков выросли на 8,9 %.

Нередко приходится слышать, что сегодня банковская реформа в России буксует из-за доминирующего положения на рынке банков с государственным участием, препятствующих развитию здоровой конкуренции. Такая позиция, как представляется, вряд ли является оправданной по следующим соображениям.

Согласно официальным данным инвентаризации, проведенной правительством РФ в 2001 г., государство прямо или косвенно является акционером (с долей участия более 20%) 469 банков, составляющих 36% от числа действующих кредитных организаций. При этом их большинство представлено мелкими банками, не оказывающими ощутимого влияния на формирование рынка.

Сказанное выше отнюдь не доказывает необходимости непременного сохранения крупнейших российских банков в государственной собственности. Выход Банка России из капитала Сбербанка РФ и Внешторгбанка предусмотрен основными правительственными документами, намечающими пути дальнейших рыночных преобразований и реформы банковской системы.

Несмотря на отмеченную тенденцию к росту объемов кредитования, банки по-прежнему демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что обусловлено главным образом высоким уровнем кредитного риска. Основными факторами рисков, сдерживающих кредитную активность банков и определяющих более высокую уязвимость кредитных организаций, специализирующихся преимущественно на кредитовании реального сектора экономики, являются медленный темп структурных преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения производственной и финансовой деятельности, низкая рентабельность значительной части отечественных предприятий, а также слабость законодательной базы, обеспечивающей права кредиторов. Дополнительным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных операций банков, является неблагоприятная структура их ресурсной базы. Существенную долю (около 20%) в активах кредитных организаций по-прежнему составляют вложения в ценные бумаги.

За последние 10 лет в Российской Федерации так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. Предлагаемые рядом организаций меры по развитию небанковских финансовых институтов для развития микрофинансирования малого предпринимательства потребуют выделения дополнительных средств на развитие этих институтов и вряд ли решат проблему в ближайшие годы. Главной причиной малоэффективного функционирования кредитных кооперативов, товариществ станет низкий уровень доходов населения в регионах.

Бытующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, опровергается практикой. Средние и небольшие банки в основном сейчас кредитуют именно малое предпринимательство. Ассоциация региональных банков России при участии института социально-экономического анализа и развития предпринимательства провела обследование банков по вопросу кредитования малых предприятий. Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к малому предпринимательству. За 2001 г. доля кредитов, выданных малому предпринимательству и предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ), увеличилась у 83% банков, и только у 17% кредитных организаций эта доля не изменилась или уменьшилась. Абсолютное большинство малых и средних региональных банков в своей ресурсной базе на 1 января 2002 г. имеют удельный вес кредитов на развитие среднего и малого предпринимательства свыше 90%, в том числе малого бизнеса - более 45%. И все же инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешает общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, да и капитализация самих банков требует увеличения. Сдерживающим фактором развития предприятий малого предпринимательства остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

На вопрос "Что сдерживает банки в расширении кредитования малого предпринимательства?" на первое место банки поставили высокие риски (63,6%), на второе - отсутствие надежного заемщика (40,9%). Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл. Для данного периода развития малого предпринимательства характерен более высокий удельный вес малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, затем в промышленности, строительстве и на транспорте.

Этой ориентации соответствует и структура кредитного портфеля региональных банков для малого предпринимательства. Такая структура кредитного портфеля объясняется не только незрелостью, ненадежностью предприятий малого бизнеса, но и слабо разработанной законодательной базой деятельности банков и малого предпринимательства, и отсутствием правовых гарантий эффективного возврата кредита. Треть опрошенных банков отрицательно оценивает воздействие федерального банковского законодательства на развитие кредитной политики по отношению к малым предприятиям, 13,6% банков оценили его положительно, а более 56% затруднились ответить на этот вопрос.

Таким образом, субъекты малого предпринимательства в большинстве обслуживаются в региональных средних и малых банках и составляют костяк клиентской базы. Однако при кредитовании банки сталкиваются с рядом проблем, существование которых не дает в полной мере оказывать финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства. Большая часть предприятий применяет упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества.

Под реформированием банковской системы понимается комплекс мер, последовательно принимаемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования банковской системы, соответствующей международным представлениям о современном банковском бизнесе.

Усилиями органов исполнительной и законодательной власти, Банка России, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, самих кредитных организаций были приняты экстренные меры по предотвращению коллапса системы платежей и банковской системы, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и на их основе обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 года, значительно сокращено количество неплатежеспособных и проблемных банков, сохранено жизнеспособное ядро банковской системы, восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Осуществленные меры в области реструктуризации банковской системы создали необходимые условия для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, укрепления финансового положения кредитных организаций.

Результатом принятых мер явилось сохранение рыночно ориентированного, хотя и недостаточно развитого, банковского сектора, а также обеспечение развития ряда компонентов законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности, что способствовало ее определенному приближению к параметрам, соответствующим международным требованиям.

Стратегическими целями дальнейшего реформирования банковской системы стали: укрепление ее устойчивости, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и вкладчиков, в первую очередь населения; предотвращение использования банковской системы для целей недобросовестной коммерческой деятельности.

В ближайшие два-три года практическими задачами, решение которых способствует достижению поставленных стратегических целей реформирования банковской системы, являются укрепление финансового состояния жизнеспособных кредитных организаций и выведение с рынка проблемных банков, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также по усилению взаимодействия банков с реальной экономикой.

Для решения указанных задач необходимо обеспечить следующее в сфере организации деятельности банков: укрепление механизмов конкуренции и предотвращение действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере; разработка методики перевода организаций, в том числе кредитных, на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и осуществление практических действий в этом направлении; повышение эффективности функционирования внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля.

В настоящее время базовые характеристики банковской системы те же, что и до кризиса. Банковский сектор по-прежнему играет в экономике России весьма скромную роль. Соотношение активов банковской системы и ВВП в России не превышает 35%, что позволяет характеризовать российскую банковскую систему как слаборазвитую. В то же время следует отметить, что уровень развития российской банковской системы адекватен общему развитию рыночной экономики и финансового хозяйства в стране. По уровню монетизации экономики, определяемому как отношение объема денежной массы (М2) к ВВП (не более 16%), Россия занимает одно из последних мест в мире.

По-прежнему невелика роль депозитов населения в формировании ресурсной базы банков: их доля в совокупных пассивах банковской системы за весь послекризисный период не превышала 20%. В реальном исчислении вклады населения составили 89% от предкризисного уровня. В целом же, как отмечалось, состояние банковской системы России отражает общее состояние экономики, финансовой сферы и правового регулирования. Банковская система слабо защищена от многочисленных, в том числе системных, рисков и в силу этого обладает низким функциональным потенциалом.

Факторы, обусловливающие высокие банковские риски, могут быть разделены на внешние по отношению к банковской системе и внутренние.

К числу внешних факторов относятся: вялые темпы структурных преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения, слабая кредитоспособность многих отечественных предприятий и недостаточная транспарентность большинства из них, низкий уровень развития денежного хозяйства и финансовых рынков, слабость законодательной защиты прав кредиторов, в том числе серьезные недостатки правоприменения, недостаточное правовое обеспечение возможностей банковского надзора, недоверие к России, к ее банковской системе со стороны международного сообщества.

К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, олигополистическую и нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие современных банковских технологий.

Результатом реформирования банковского сектора должно явиться существенное повышение его функциональной роли в экономике России, а также приближение российской банковской системы по основным макроэкономическим параметрам банковской деятельности к странам — лидерам по уровню экономического развития из группы стран с развивающимися рынками.

При условии сохранения положительной динамики развития российской экономики можно прогнозировать сохранение тенденции к наращиванию капитала банков. Динамика совокупного капитала банковской системы будет в значительной степени зависеть от эффективности мер по реструктуризации проблемных банков и ликвидации банков, не имеющих перспектив для дальнейшего продолжения деятельности.

Базовым условием успешного реформирования банковской системы является проведение государством адекватной политики в данной сфере. Целью государственной политики в отношении банковской системы и финансового сектора экономики в целом является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для кредитных организаций, и базироваться на коммерческих интересах.

Создание условий для развития конкурентной среды в банковском секторе является одним из ключевых элементов государственной политики в отношении банковской системы и всей финансовой сферы, направленной на обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения услуг и финансовых средств в регионах. Решение данной задачи носит комплексный характер.

В ближайшей перспективе представляется желательным усиление роли банков, которые контролируются иностранным капиталом. Расширение присутствия данной группы банков на российском рынке является позитивным фактором, поскольку западный капитал, приток которого сам по себе необходим, привносит на российский рынок современные банковские технологии, новые финансовые продукты и культуру банковского дела в целом. Развитие конкуренции в банковском секторе, которое также является результатом притока иностранного капитала в банковскую сферу, является важным фактором ее развития и укрепления.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, и в ее банковскую систему в частности, необходимо улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечить более благоприятные налоговые условия для иностранных инвестиций, снижение некоммерческих рисков вложений и свободную репатриацию прибыли, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета, что будет способствовать совершенствованию отчетности.

Определяющее воздействие на развитие кредитных операций банков окажут темпы и характер структурных преобразований в экономике, меры по повышению степени законодательной защиты прав кредиторов. Важным направлением развития кредитных операций банков могут стать операции с розничными клиентами, а именно кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и потребительский кредит. В то же время на степень коммерческого интереса кредитных организаций к таким операциям влияют уровень риска, издержки банков, связанные с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов розничных клиентов, а также стоимость ресурсов, привлеченных кредитной организацией.

Активизация операций банковской системы с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы. В связи с этим стратегической задачей развития банковской системы должна стать активизация деятельности банков по привлечению сбережений населения. Предпосылками увеличения сбережений населения в банках являются: повышение уровня доверия экономических субъектов к государству и партнерам по бизнесу, в том числе доверия населения к финансовым посредникам; дальнейшее повышение реальных доходов населения.

Деятельность Банка России в ближайшие три года будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечению эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Основным принципом регулирования банковской деятельности является последовательное внедрение проверенных международной практикой подходов к его методике и организации. Это потребует внесения изменений в действующее законодательство, а также совершенствования его применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием преступных доходов. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

Развитие культуры банковского дела должно стать одним из центральных элементов реформирования банковской системы.

Наиболее важными проблемами в этой сфере являются: повышение ответственности руководителей кредитных организаций за исполнение принятых ими обязательств; повышение профессиональных навыков и уровня этических норм деятельности руководства, сотрудников, а также учредителей (участников) кредитных организаций. Необходимо исключить из практики формально корректные, но сомнительные по существу операции, ведущие к приукрашиванию финансового состояния банков.

Однако практика, в том числе и международная, показывает, что сами по себе усилия регулирующих органов без поддержки банковского сообщества не дают желаемого результата.

Стимулом к укреплению взаимодействия в банковском сообществе стало бы принятие всеми заинтересованными сторонами Этических принципов банковского дела, в разработке которых ведущую роль могут сыграть сами кредитные организации и их ассоциации. Задача данного документа — систематизировать не урегулированные законодательством принципы делового оборота, отвечающие целям формирования здоровой рыночной среды.

В своей деятельности АКБ «Связь-банк» следует единой стратегии, которая сложилась в процессе становления и развития Банка и постоянно совершенствуется в соответствии представлениями Банка о своей миссии в финансовом мире.

В первую очередь, это забота об акционерах Банка, о сохранении и приумножении их инвестиций. Не менее важным для Банка представляется удовлетворение потребности в банковских услугах предприятий и организаций, развивающих услуги связи, а также предприятий любых отраслей, производящих собственную продукцию, оказывающих услуги, т.е. работающих в реальном секторе национальной экономики.

С этой целью АКБ «Связь-банк» расширяет свою деятельность по всей территории страны, чтобы иметь возможность обеспечить качественными банковскими услугами заинтересованных хозяйствующих субъектов вне зависимости от местонахождения.

Сегодня Банк имеет разветвленную сеть из 28 филиалов по всей стране. Но это далеко не предел возможностей Банка в освоении регионов. Перспективные совместные проекты с ведущими корпорациями связи предполагают дальнейшее расширение региональной сети филиалов «Связь-банка».