Система права: понятие, элементы. Критерии разделения норм российского права на отрасли.
Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов под отраслей и отраслей права.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.
Черты системы права:1)— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, под отрасли, отрасли; 2)— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;3)— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; 4)— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Основания деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, и общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует к себе и соответствующих правовых. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейно-брачного
Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что: общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
Нередко одни и те же общественные отношения регулируются иными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:1) императивный — метод властных предписаний, субординация; основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; 2) диапозитивный — метод равноправия сторон, координации, ванный на дозволениях; 3) поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; 4) рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и Г поведения и т.п.