Методика организации самостоятельной работы студентов.

Целью самостоятельной работы студентов является их личностное развитие в ходе приобретения новых знаний с различных источников. Самостоятельная работа включает в себя работу с учебниками, учебными пособиями, научными трудами классиков психологии, монографиями, статьями из научных сборников статей и научных докладов, научными статьями из специализированных психологических журналов, материалов по психологии из периодической печати, художественной литературой. В последнее время огромное место в самостоятельной работе занимает работа с источниками в электронном виде (система Интернет, компьютерные программы и информация на электронных носителях). К самостоятельной работе студентов можно отнести написание рефератов, аннотаций, тезисов.

Работа с учебниками и учебными пособиями часто больше всего времени занимает у студента.

Учебником в психологии принято называть книгу, содержащую весь или почти весь программный материал по дисциплине. Как правило, учебники создаются авторскими коллективами, и гриф учебника приписывается соответствующими органами управления образованием.

Учебное пособие не претендует на освещение всех вопросов программы в полном объеме и содержит учебный материал по дисциплине, при этом отдельные темы могут быть разработаны полностью, другие темы программы вообще не рассматриваются.

Работа с учебником и учебным пособием также должна быть системной. Она состоит из трех этапов. На первом этапе студент знакомиться с учебником или учебным пособием, обращает внимание на фамилии авторов, аннотацию, смотрит содержание, рассматривает оглавление, схемы, рисунки обращается к тексту, которым заинтересовался.

На втором этапе студент внимательно читает учебник (учебное пособие) от первой до последней страницы с обязательными пометками на отдельных листах (пометки на книгах делать не рекомендуется). Эти пометки позволяют дифференцировать прочитанное на главное и второстепенное, на значимое и незначимое, интересное и неинтересное, определения и описание явлений, также использовать и другие критерии дифференциации материала. При этом обязательно в пометке указывать страницы источника и его название.

На третьем этапе осуществляется конспектирование книги, на основе пометок выписывается материал либо дословно, либо излагается его смысл, но всегда помечается, на какой странице источника позаимствована выписка. Это поможет в дальнейшем при написании курсовых, научных работ, написании дипломной работы избежать плагиата.

При этом надо заметить, что учебники по психологии чаще всего рассматривают не все теоретические подходы, и поэтому необходимо изучить несколько учебников и достаточное количество учебных пособий по одному предмету, чтобы иметь относительно системные знания.

К сожалению, отдельные студенты используют учебники и учебные пособия по следующей схеме. При подготовке к семинарским занятиям, к зачету или экзамену отыскивают по оглавлению книги раздел, параграф, который на их взгляд, наиболее полно соответствует вопросу. Такое использование учебника не может называться его изучением, а знания, полученные таким образом, будут не системными.

Работа с произведениями классиков-психологов ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, З.Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, В. Франкл, Э. Фром, Э. Эриксон, Э. Берн, Ж. Пиаже, А.Маслоу и др.) также обязательна для студентов-психологов. Эта работа требует значительного усилия и системности. Начало знакомства с произведениями классиков, как правило, происходит при работе с хрестоматиями по психологии, содержащими на взгляд их составителей, необходимые для студента фрагменты научных трудов. Однако материал хрестоматий не дает полного представления о научных достижениях ученых с мировым именем и поэтому необходимо в определенной последовательности, конечно, с учетом интересов студента тщательно изучать основные классические труды по психологии.

Для профессионального совершенства студенту необходимо работать с монографиями, научно-популярными книгами по психологии. Схема работы с данными источниками напоминает работу с учебниками и учебными пособиями. Кроме этого важно работать с научными статьями специализированных журналов («Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник практической психологии», «Психология», «Вестник Московского университета» (серия «Психология»)). Работа сводится к тщательному чтению и составлению конспекта или тезисов статьи. Необходимым является только правильно оформленная ссылка на работу, в которой указывается фамилия(и) автора(ов) и инициалы, название статьи, в каком издании опубликовано, месяц и год издания и страницы этой работы в журнале. Правильное оформление ссылки на работу позволит многократно ее пользоваться при написании научных работ, экономить массу времени уже тем, что повторно не надо обращаться к источнику.

Большую пользу приносит самостоятельная работа с конспектом лекций. Во время слушания пометки делаются на одной части страницы, а на второй части студент самостоятельно дополняет содержание лекции, пользуясь учебниками, учебными пособиями и другими источниками. Такая работа позволяет осознанно и системно изучать психические явления.

В самостоятельной работе в последнее время огромная роль принадлежит компьютерной сети Интернет, которая позволяет быстро получить необходимую информацию по психологии. Конечно, это электронные носители информации имеют множество преимуществ по сравнению с традиционными носителями информации. Однако, как показывают исследования последних лет, возникает и множество недостатков компьютерных технологий получения информации. Во-первых, в сети Интернет очень много не систематизированной и лженаучной информации, которая формирует квазипрофессинализм у студента. Во- вторых, специфика восприятия информации с экрана не способствует полной интериоризации знаний, человек становится информированным, но не знающим, не владеющим знаниями и не умеющим использовать ее в определенной ситуации.

В настоящее время возникла огромная необходимость разработки методики дистанционного обучения психологии, использования электронных носителей информации в преподавании психологии.