Значение делового общения

Общение-это основная форма человеческого бытия, извечное свойство человека.

Деловое общение-это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходят обмен деятельностью, информацией, опытом, предполагающая достижение определенного результата или цели.

Французский писатель А. де Сент-Экзюпери называл общение людей роскошью. Эта роскошь делает человека человеком. Отсутствие или недостаток общения деформирует человеческую личность. Таким образом, общение - важнейшая форма взаимодействия людей. Оно лежит в основе практически всего, что мы делаем. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случаи крайней необходимости.

Общение служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением, потому как общение – это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми. Данный процесс доминирует в нашей жизни. Общение невероятно тонкая и сложная деятельность. И от того, насколько грамотно построено общение, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнёрами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников организации своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организации, а также с государственными органами.

Менеджмент относится к числу важнейших областей, где общение играет определяющую роль. Для современного менеджера, личности, которая должна работать с людьми, способность к общению жизненно необходима. Это самый важный навык, которым должен обладать менеджер.

Общение имеет три стороны проявления:

- Коммуникативная;

- Интерактивная;

- Перцептивная;

 

Формы и организация общения.

 

Всякое общение отличается не только содержанием, но и формой.

Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг другу.

Главное в выборе форм общения состоит в том, чтобы в его процессе «друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).

В данном случае речь должна идти о качестве общения, а точнее, о его культуре. Поэтому важно выделить компоненты общения:

· Коммуникатор-тот, кто инициирует общение, кто сообщает информацию;

· Аудитория (реципиенты) - тот, кому говорят, сообщают информацию;

· Сообщение-то, что говорят, содержание информации;

· Средства общения - технические средства, благодаря которым информация попадает получателю;

Удачно выбранная форма общения способствует достижению целей организации. Поэтому в каждом конкретном случае форма общения будет разной. В связи с этим можно выделить основные формы общения:

1. Опосредованное (косвенное) – через посредников, по факсу, по телефону.

2. Не опосредованное (контактное) – вступление собеседником в контакт «с глазу на глаз».

3. деловая беседа

4. деловое совещание

5. деловые переговоры

6. публичные выступления

Одной из важнейших форм управленческой деятельности является деловые встречи (беседы, совещания). Это одна из самых распространённых форм взаимодействия на работе.

 

 

БЕСЕДЫ

Менеджер должен уметь вести беседы. От этого зависит успех или неуспех дела. При восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в следующем убывающем порядке:

· Индивидуальная беседа

· Групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильмов и телепередач

· Слушание радиопередач

· Чтение типографического и машинописного текста

· Чтение рукописного текста

Деловые индивидуальные беседы иначе называются профессиональными контактами или личными деловыми контактами. Деловая индивидуальная беседа всегда должна располагать конкретные цели, которых собеседники стремятся достичь с минимальными условиями и затратами времени.

 

Правила построения деловой беседы:

 

Деловая индивидуальная беседа делится на две группы:

1) Беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информации, проходящие без специальной подготовки (с учётом или без учёта времени).

2) Беседы, специально подготовленные и строго регламентированные.

 

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трёх этапов:

A. Подготовительный;

В него входят определёние задач беседы и составление её плана, установление времени и выбор места.

Б. Ознакомительный;

В течение этого этапа преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия.

В. Основной;

Состоит из трёх частей:

 

Вводная часть беседы вопросы

возражения

Основная доказательства слушание

выводы

Заключительная решение

 

 

СОВЕЩАНИЕ

Во время совещания между подчинённым и руководителем происходит обмен информацией, принимаются управленческие решения.

Совещание помогает связать то, чем занимается отдельный сотрудник, с работой других работников предприятия. Процесс управления при этом сводится к трём основным стадиям:

- сбор и переработка информации

- координация деятельности всех служб предприятия и всех его сотрудников

- принятие решений

Основные задачи, которые можно решить с помощью деловых совещаний:

- развитие и укрепление политики предприятия, и проведение её в жизни

- интеграция мероприятий всех отделов и служб с учётом общих целей фирмы

- выявление и расчёт коллективных результатов

- коллективное решение проблем с учётом обучающего эффекта

 

Классификация деловых совещаний:

1. по назначению

- вырабатывающие и принимающие решение

- разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее приятых решений

- подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решением

- оперативные (диспетчерские)

2. по периодичности (частоте) проведения

- разовые

- регулярные

- периодические

3. по количеству участников

- узкий состав (до 5 человек)

- расширенные (до 20 человек)

- представительные (свыше 20 человек)

4. по степени стабильности состава участников совещания

- с фиксированным составом

- с приглашенными по спискам

- комбинированные

5. по принадлежности

- общественных организаций

- административные

- научные и научно-технические

- объединенные