ВОПРОС45. Проблема индивидуальных различий в концепции Б.М. Теплова и в.Д. Небылицына
Психофизиология индивидуальных различий — это не только прикладная, но прежде всего фундаментальная область исследования. Основоположник отечественной дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплов. Он приходит к выводу, что индивидуально-типические особенности развития такого важного компонента обучаемости, как продуктивность мышления, значительно перекрывают возрастные. Имелись второклассники, решавшие одну из изучаемых проблем — условия равновесия рычагов — на самом высшем уровне, но имелись шестиклассники, которые остались на самом низком уровне, т. е. и здесь индивидуальные различия перекрывали возрастные.
Именно поэтому Б. М. Теплов полагал, что «систематическое исследование физиологических основ индивидуально-психологических особенностей не только желательно, но и совершенно необходимо для подлинно научного понимания психологических различий между людьми».
В исследованиях школы Б. М. Теплова—В. Д. Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервных процессов был предложен и новый термин — баланс нервных процессов.