Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени

Предпосылки:

1) Изменятся экономическая система. Капитализм - рационализация технологических отношений, возникновении мануфактурного, машинного производства. Механицизм.

2) Изменяется тип общения. Посредником отношений между людьми становятся товары, отношения личной зависимости сменяются зависимостью субъекта от продуктов его деятельности. Появляются принципиальная отчужденность, «овеществление» личных связей.

3) Изменятся сознание. Противопоставление коллектива и индивида, общества и природы. Растет потребность в накоплении объективного знания о мире.

Рене Декарт (1596-1650) Биография

родился в Ляэ, в Турени, 31 марта 1596 г. Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш, затем в университет Пуатье, где стал бакалавром и лиценциатом права. 1618 г., начало Тридцатилетней войны, Декарт вступил в ряды войска Морица Нассауского, чтобы отвоевать у испанцев свободу Голландии. 1633-1637 гг. «Рассуждение о методе»; эта было введение к сочинениям: «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия». 2 февраля 1650 г. философ заболел воспалением легких и спустя неделю скончался в Швеции.

Правила метода

Цель: предложить «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное» («Правила для руководства ума»). Сначала он перечисляет 21 правило, а в «Рассуждении о методе» сводит их до четырех.

1. Первое правило очевидности. Это фундаментальный нормативный принцип. Ясность + отчетливость = очевидность. Очевидность достигается посредством интуиции. Интуиция - "прочное понятие ясного и внимательного ума" ("Правила..."). Это идея, присутствующая в уме, и ум, открытый идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил.

2. Второе правило: "Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения". Это аналитический метод. Если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного "на элементарные части".

3. Синтез. «Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». Синтез должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов, освещающих сложные связи. Важность синтеза: «может показаться, что при этой двойной работе не появляется ничего существенно нового, но в действительности реконструированный комплекс стал прозрачным под лучом прожектора мысли. Первое - это грубый факт, второе - знание, как он сделан; между ними двумя - посредник-разум».

4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. «Последнее правило - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа; обзор – корректность синтеза.

Сомнение как метод

Декарт применяет свои правила к традиционному знанию с целью проверить, содержит ли оно истины. 1) одна часть знания базируется на чувственном опыте, что чувства обманчивы. 2) другая часть знания – математическое, которое кажется несомненным, ибо имеет силу как во время бодрствования, так и во сне (2 + 2 всегда = 4). Однако кто запретит думать, что существует «злой дух, хитрый и лживый», который, заставляет меня признать очевидными вещи, таковыми не являющиеся?

Cogito ergo sum

«Сразу вслед за этим я констатировал, что, хотя все предположительно ложно, необходимо, чтобы я, так думающий, сам был чем-то. И, заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую» столь крепка и прочна, что все самые экстравагантные гипотезы скептиков не смогли бы ее поколебать, я решил, что могу принять ее как основной принцип искомой философии» («Рассуждении о методе»).

«Под термином «мысль» я понимаю все операции воли, разума, воображения и чувств. Мое бытие явлено моему «Я» без какого-либо аргументирующего перехода. Декарт утверждает, что я - res cogitans.

(вещь мыслящая), мыслящая реальность, где ни царапины, ни трещины между мыслью и существованием. Мыслящая субстанция - мысль в действии, а мысль в действии - мыслящая реальность.

Философия больше не наука о бытии, она становится, прежде всего, гносеологией. Как определенность моего существования в качестве res cogitans нуждается лишь в ясности и отчетливости, так и любая другая истина не нуждается в иных гарантиях, кроме ясности и отчетливости, - как непосредственной (интуиции), так и производной (дедукции).

Френсис Бэкон (1561 – 1626) Биография сделал шаг за рамки простого опыта к практическому созерцанию. Практика в отличие от простого чувственного восприятия предоставляет больше возможностей органам чувств. Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 г. Июнь 1575 г. лондонская школа юриспруденции. 1584 г. был выбран в палату общин, где оставался в течение почти двадцати лет. Умер 9 апреля 1626 г. 1597 «Опыты» (первое сочинение), 1603 г. «Введение к истолкованию природы», 1602 г «О достоинстве и приумножении наук» 1623г; «Новый Органон» 1608-1620гг.

Роль науки и научного сообщества.

1) цель науки – изменить природу и человека; 2) человек - интерпретатор природы, а не разумное животное. Механические искусства прогрессируют будучи результатом труда поколений ученых, работающих в тесном сотрудничестве. Сотрудничество ученых требует новых общественных институтов (университеты, лаборатории, научные общества).

Новый метод – новый органон - имеет две стадии: 1. разрушение (освобождение разума от идолов (ложных понятий)), 2. созидание (изложение и подтверждение правил метода, который может привести человеческий ум к контакту с действительностью).

Теория идолов 4 вида идолов, осаждающих человеческий ум:

1. Идолы рода «вскормлены самой человеческой природой»: человеческий ум А) по своей структуре придает вещи «больший порядок», нежели действительно существующий; Б) придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет; В) когда он находит удобное или кажущееся верным понятие, подгоняет под него все остальное, чтобы подтвердить его; Г) склонен переносить качества одной вещи на другие предметы, которые этих свойств не имеют. ИТОГ: «человеческий ум - не только свет, но и критическое преодоление воли и чувств. Человек считает верным предпочтительное и отвергает из-за нетерпеливости трудное». 2. Идолы пещеры «берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей». 3. Идолы площади, или рынка – проблема языка: имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, некритического и неадекватного применения слов. Два вида: 1. названия несуществующих вещей (судьба, вечный двигатель) 2. названия вещей существующих, но путаные, неподобающим образом абстрагированные. 4. Идолы театра «проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства». ИТОГ: «Мы ищем новый метод, не знакомый древним, позволяющий умам более скромным достичь больших результатов».

Цель науки: «открытие форм»

Цель человеческих возможностей: создание и введение в некоторое тело новой природы: создать металлические сплавы для различных целей; достигнуть более быстрого созревания зеленого горошка…

Цель человеческой науки: открытие формы данной природной сущности, т.е ее особых свойств, источника эманации». «Человек, знающий формы различных вещей, может получить результаты, которых никогда не давали ни естественные изменения, ни случай, ни опыт». Слова - природные явления, а буквы ее азбуки - немногочисленные и простые формы. Форма - это структура явления и закон его протекания. «Кто знает форму, выявляет единство природы даже в самых несхожих материях. Поэтому за вскрытием формы следует истина наблюдения и свобода действия».

Индукция путем элиминации

Процедура исследования из двух частей: «1. извлечение аксиом из опыта 2. выведение новых экспериментов из аксиом». Путь извлечения аксиомы из опыта – путь индукции путем элиминации.

Метод исследовании форм: 1. составить «таблицу присутствия» («перечислить в уме все известные случаи, отмечаемые в природе, в самых разных материях»); 2. составить «таблицу отсутствия» (зарегистрировать сходные случаи, в которых данное явление не присутствует); 3. «таблица степеней» (отметить все случаи, где явление представлено с большей или меньшей интенсивностью); 4. индукция путем исключения (элиминации): пример с теплом: в таблицах присутствия, отсутствия и степеней исключить как свойства присущие, так и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла. Процесс исключения опирается на аргументацию. И так далее, пока не подойдем к гипотезе, сочетающейся с данными, изложенными в трех таблицах и оцененными путем отбора и исключения.

«Решающий аргумент» Первая гипотеза - руководство к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Из имеющейся гипотезы выводят факты, затем проводят эксперименты в разных условиях с целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой. Создается нечто вроде поисковой сети, серии «расследований». Последователи: Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753), Д. Юм (1711-1776), французы Э. Кондильяк (1714-1780), К.А. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбаха (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784).