Проба на заучивание
О с н а щ е н и е:. специальные таблицы. Исследование проводят на человеке
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Испытуемому предъявляется для заучивания ряд слов (или цифр), не связанных между собой; их количество выходит за пределы того, что можно запомнить с первого раза (10—12 слов или 8-10 цифр).
Примерные наборы слов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.
Затем испытуемому предлагается воспроизвести элементы этого ряда. Запомненные слова в специальном приготовленном бланке помечаются цифрами в порядке их воспроизведения. После записи процедура вновь повторяется до тех пор (обычно 7 – 10 раз), пока ряд не начинает воспроизводиться полностью.
Повторения | Порядок воспроизведения слов | |||||||||
1слово | 2слово | 3слово | 4слово | 5слово | 6слово | 7слово | 8слово | 9слово | 10 слово | |
первое | ||||||||||
второе | ||||||||||
третье | ||||||||||
четвертое | ||||||||||
пятое | ||||||||||
шестое | ||||||||||
седьмое |
На основании записей строится так называемая кривая памяти, или кривая заучивания, отражающая от опыта к опыту объем запомненного материала.
Анализ. При очаговых поражениях задних отделов мозга, как правило, сохраняют качественные особенности мнестического процесса, которые характерны для здоровых людей. Испытуемые стараются заучивать предложенные слова в известном порядке, каждый раз обращая внимание на те, которые им не удалось запомнить в предшествующий раз. Посторонние слова в воспроизводимом ряду практически не встречаются, однажды сделанная ошибка многократно не повторяется. Но кривая заучивания растет у них медленно, и часто испытуемый не может запомнить более 5 слов. По ходу опыта, после достижения «вершины» у испытуемого может начаться истощение, из-за чего последующие попытки запомнить будут приводить не к увеличению объема воспроизведения, а к его уменьшению.
При лобном синдроме запомненный ряд воспроизводится хаотично, часто встречаются случайные и неповторяющиеся в очередной опыте слова, либо сделанная ошибка повторяется при всех дальнейших воспроизведениях, без попытки ее исправить. Дважды подряд в одном опыте воспроизводится одно и то же слово.
Оформление протокола.
1. Проведите исследование.
2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.