Внутрикадровый монтаж.

 

Термин введён в обиход советскими теоретиками кино. В западных источниках этот термин не встречается. Там в теоретических выкладках употребляется понятие сложной мизансцены, которая подразумевает движение актёра (персонажа) в кадре по сложной траектории, что требует от оператора высоких профессиональных навыков и умения в сложном панорамировании, движении камеры, изменении крупности планов без остановки съёмочного аппарата. Мизансцена снимается одним куском. Одним из первых шедевров этого способа съёмки является американский фильм «Лисички» (режиссёр У.Уайлер, оператор Г.Толанд). С появлением широкоугольной оптики возможности оператора расширились. Блистательный пример этому работа оператора С. Урусевского в фильме «Летят журавли» (режиссёр М.Калатозов, 1975 год) и «Я – Куба».

По определению А.Г. Соколова «внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путём использования движения объектов в кадре (мизансцена) и путём различных движений самой камеры, которая обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра». Он в своей книге «Монтаж» приводит пять средств осуществления внутрикадрового монтажа:

- передвижение персонажей и объектов внутри кадра;

- панорама съёмочным аппаратом – поворот камеры во время съёмки на статичной точке;

- съёмка с движения или панорама с движения (тревеллинг) – перемещение камеры во время съёмки на движущемся средстве с сохранением направления взгляда объектива;

- совмещение панорамы с тревеллингом – свободное перемещение камеры во время съёмки с любым изменением взгляда объектива;

- совмещение мизансценирования с любым видом движения камеры.

Выбор приёмов внутрикадрового монтажа всегда связан с драматургией экранного произведения.