ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Создание организационных структур, ориентированных на потребителя, (см. рис. 7.10) обусловлено тем, что многим предприятиям приходится иметь дело с разными категориями потребителей, каждая из которых предъявляет свои требования к продукции предприятия или требует различных услуг. Например, на многих крупных предприятиях Советского Союза существовали отдельные производства для военной и гражданской продукции. Многие вузы наряду с подготовкой студентов занимаются, с одной стороны, довузовской подготовкой школьников, а, с другой стороны послевузовской подготовкой, как в виде аспирантуры, так и в виде различных высших школ повышения квалификации. И с этой точки зрения вузы являют собой яркий пример департаментизации по различным признакам на разных уровнях управления.

 

1.4. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

ПОНЯТИЕ МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ

 

Управление — это сложный и динамичный процесс, направляемый и осуществляемый менедже­рами посредством использования разнообразных способов, приемов, позволяющих эффективно организовать выполнение функций, процедур и операций. В совокупности они выступают как методы менеджмента, применяемые для постановки и достижения целей предприятия. Методы менеджмента - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объ­ект для достижения поставленных целей.

Важной задачей методов управления является обеспечение высокой эффективности работы, слаженности, максимальной активности каждого работника.

Например, при определении категории цели требуется ответить на вопрос: "Чего следует дос­тичь?", функция отвечает на вопрос: "Что надо делать, чтобы управлять?", а метод ставит вопрос: "Как наиболее рационально достичь поставленной цели?"

 

По особенностям и характеру воздействия на мотивы поведения сотрудников выделяют три группы методов: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 

Экономические методы менеджмента занимают центральное место в системе методов. Обусловле­но это тем, что они определяются экономическими отношениями, и в первую очередь лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Эффективность использования рычагов и стимулов зависит от глубины познания объективных экономических законов и закономерностей, а также от умения реализовать их в управленческой деятельности.

Таким образом, экономические методы менеджмента — это совокупность способов воздейст­вия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нуж­ном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.

Экономические методы обеспечивают решение стоящих перед производством задач через воспри­имчивость коллектива, каждого работника к экономическим рычагам и стимулам. Экономические действия усиливаются при расширении полномочий структурных единиц и их самофинансировании. В таких условиях члены трудового коллектива побуждаются к эффектив­ной работе не столько административным воздействием, сколько экономическим стимулиро­ванием. Только в условиях определенной самостоятельности возможна реальная отдача от эко­номических методов руководства: коллектив приобретает возможность распоряжаться получен­ным доходом, фондом зарплаты и реализует свои интересы.

Основная идея всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить все звенья управления и подразделения предприятия в такие условия, при которых бы они могли успешно осуществлять свои цели.

Экономические методы менеджмента оказывают не прямое, а косвенное воздействие на управ­ляемый объект. До исполнителей доводятся только поставленные цели и задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения про­блем, своевременное и качественное выполнение которых отмечается денежным вознаграждени­ем. Арсенал и содержание экономических рычагов определяются спецификой управляемой систе­мы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредито­вание, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет.

1. Планирование. С помощью планирования определяется программа функционирования и разви­тия предприятия и его структурных подразделений. После утверждения плана он направляется их линейным руководителям для организации выполнения доведенных количественных пока­зателей.

2. Финансирование. Финансирование как самостоятельная экономическая категория обусловлена другой категорией - ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресур­сы для функционирования и развития предприятия.

3.Кредитование предполагает создание условий, побуждающих предприятие рационально ис­пользовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод предоставляет возможность сочетать централизованное управление с хозяйственной самостоя­тельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность.

4. Ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма зани­мают цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Це­на, с одной стороны, отражает издержки производства на уровне общественно необходимых, с дру­гой — распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос.

5. Экономическое стимулирование основывается на использовании:

- принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каж­дом рабочем месте;

- системы оплаты труда, материального поощрения работников и распределения прибыли;

- фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития.

6. Хозяйственный расчет означает, что предприятие должно покрывать свои расходы доходами, получаемыми от реализации продукции, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, обеспечивать хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.

Существенным фактором укрепления хозрасчетных отношений является усиление роли хозяйст­венного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон по по­ставкам, а также повышение материальной ответственности предприятий и организаций за не­выполнение договорных обязательств. Следует иметь в виду, что эффективность экономических методов во многом определяется обоснованностью экономических нормативов, таких, как уро­вень рентабельности, распределение прибыли между подразделениями, отчисления от при­были, нормы амортизации, ставки банковского кредита и т.д.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

 

Организационно-распорядительные методы управления занимают особое место в системе менедж­мента. Это объясняется тем, что они создают необходимые условия функционирования предпри­ятия. Посредством этих методов формируются трудовые коллективы, организационные структуры управления, деятельность предприятия регламентируется и обеспечивается инструкциями, фик­сирующими механизм работы с кадрами.

Для эффективного выполнения указанных процедур в рамках этих методов необходим набор приемов и способов, которые основывались бы либо на прямом принуждении людей к опреде­ленному поведению в интересах производства, либо на создании возможности такого принужде­ния. При этом воздействие в большинстве случаев характеризуется однозначностью, одно-вариантностью выполнения поставленных задач. Такой подход призван обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.

Организационно-распорядительные методы реализуются в различных формах:

- методах организационного воздействия;

- методах распорядительного воздействия;

- методах дисциплинарного воздействия.

Методы организационного воздействия: Регламентирование - жесткий тип организационного воздействия, содержание которого сводится к разработке и введению в действие организацион­ных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этими положениями периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование.

Организационное регламентирование — это положения общеорганизационного характера, опре­деляющие организационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером такого положения служит Закон "О предприятиях" и др.

Функциональное регламентирование сводится к разработке положения, предусматривающего внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полно­мочия и пр. Таким положением, например, является Положение о линейных и функциональ­ных органах.

Должностное регламентирование осуществляется посредством штатов и должностных инструк­ций, в которых устанавливаются перечень должностей и основные требования к их замещению. Помимо регламентирования применяют и другой метод организационного воздействия — нор­мирование.

Наиболее мягким способом организационного воздействия является инструктирование: ознаком-ление с условиями работы, объяснению возможных проблем, предостережению от повторяю­щихся ошибок, совету по выполнению отдельных видов работ и т. д.

Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи и может осуще­ствляться путем личных контактов, коллективно, посредством радио, телефона, видеоуст­ройств и др.

Методы распорядительного воздействия и дисциплинарного воздействия распорядительное воз­действие осуществляется в процессе функционирования системы и направлено на обеспечение слаженной работы управленческого аппарата, на поддержание системы в заданном режиме ра­боты или перевод ее в более совершенное состояние. Такие условия могут выражаться в виде устного или письменного распоряжения и иметь форму приказа или договора. Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки ис­полнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью оно устанав­ливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Приемы и способы дисциплинарного воздействия сводятся к установлению ответственности и ее практической реализации. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, мораль­ную и служебную ответственность.

Важным моментом эффективного применения методов менеджмента является сочетание ответ­ственности разных видов. Для нормального протекания управленческого процесса необходимо соблюдение такого принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит, как правило, к управ­ленческому произволу, в то же время их недостаток парализует деловую активность и инициа­тиву.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 

Наука и практика утверждают, что успешность работы во многом зависит от целого ряда соци­ально-психологических факторов.

Социально-психологические методы - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Для реализации механизма социально-психологических методов руководителю недостаточно использовать накопленный опыт, ему необходимо знать закономерности развития глобальных систем взаимодействия людей, методы воздействия на них и трудовые коллективы. В управленче­ской деятельности возникают самые разнообразные вопросы, проблемы, конфликты, связанные с межличностными отношениями, изменениями универсальных норм современной жизни, по­вышением культурного и общеобразовательного уровня людей.

Это ведет к значительному увеличению психической нагрузки, а порой и к явной перегрузке. По­этому знание социально-психологических основ менеджмента необходимо руководителю любого звена.

Эффективность социально-психологического воздействия во многом определяется подготов­ленностью менеджера, его профессионализмом, организаторскими навыками и знаниями в об­ласти социальной психологии.

Социально-психологические методы, что вытекает уже из самого названия, состоят из двух групп методов: социальных и психологических.

 

а). Социальные методы управления

Эти методы представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс фор­мирования и развитие коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Они включают:

1) методы социального нормирования — это положения и правила внутреннего поведения, ко­дексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы;

2) методы социального регулирования включают методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, пропаганда, критика, самокритика) и методы социальной преем­ственности (посвящение в рабочие, праздники трудовой славы,

3) методы морального стимулирования способствуют развитию в коллективе прогрессивных тен­денций по достижению наивысших показателей деятельности путем различных форм награж­дений, вручения грамот, благодарностей;

4) воспитательные методы — это приемы и способы убеждения, контроля за деятельностью ру­ководства, что способствует развитию у работников прогрессивных форм мотивации.

 

б). Психологические методы управления

Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми путем соз­дания оптимального психологического климата в коллективе. К ним относятся:

1) методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характеристиками, которые в наибольшей степени соот­ветствуют выполняемой работе;

2) методы комплектования малых групп и коллективов сводятся к определению оптимального соотношения между работниками в малых группах на основе исследований по возникающим симпатиям и антипатиям внутри коллектива;

3) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной среды: цвет окраски стен, звучание музыки, монотонность труда и др. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает равномерную нагрузку, приносит удовлетворение;

4) методы психологического побуждения основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.

Естественно, что применение социально-психологических методов менеджмента должно осу­ществляться в комбинации с организационно-распорядительными и экономическими методами.