ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Создание организационных структур, ориентированных на потребителя, (см. рис. 7.10) обусловлено тем, что многим предприятиям приходится иметь дело с разными категориями потребителей, каждая из которых предъявляет свои требования к продукции предприятия или требует различных услуг. Например, на многих крупных предприятиях Советского Союза существовали отдельные производства для военной и гражданской продукции. Многие вузы наряду с подготовкой студентов занимаются, с одной стороны, довузовской подготовкой школьников, а, с другой стороны послевузовской подготовкой, как в виде аспирантуры, так и в виде различных высших школ повышения квалификации. И с этой точки зрения вузы являют собой яркий пример департаментизации по различным признакам на разных уровнях управления.
1.4. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
ПОНЯТИЕ МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ
Управление — это сложный и динамичный процесс, направляемый и осуществляемый менеджерами посредством использования разнообразных способов, приемов, позволяющих эффективно организовать выполнение функций, процедур и операций. В совокупности они выступают как методы менеджмента, применяемые для постановки и достижения целей предприятия. Методы менеджмента - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Важной задачей методов управления является обеспечение высокой эффективности работы, слаженности, максимальной активности каждого работника.
Например, при определении категории цели требуется ответить на вопрос: "Чего следует достичь?", функция отвечает на вопрос: "Что надо делать, чтобы управлять?", а метод ставит вопрос: "Как наиболее рационально достичь поставленной цели?"
По особенностям и характеру воздействия на мотивы поведения сотрудников выделяют три группы методов: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Экономические методы менеджмента занимают центральное место в системе методов. Обусловлено это тем, что они определяются экономическими отношениями, и в первую очередь лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Эффективность использования рычагов и стимулов зависит от глубины познания объективных экономических законов и закономерностей, а также от умения реализовать их в управленческой деятельности.
Таким образом, экономические методы менеджмента — это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.
Экономические методы обеспечивают решение стоящих перед производством задач через восприимчивость коллектива, каждого работника к экономическим рычагам и стимулам. Экономические действия усиливаются при расширении полномочий структурных единиц и их самофинансировании. В таких условиях члены трудового коллектива побуждаются к эффективной работе не столько административным воздействием, сколько экономическим стимулированием. Только в условиях определенной самостоятельности возможна реальная отдача от экономических методов руководства: коллектив приобретает возможность распоряжаться полученным доходом, фондом зарплаты и реализует свои интересы.
Основная идея всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить все звенья управления и подразделения предприятия в такие условия, при которых бы они могли успешно осуществлять свои цели.
Экономические методы менеджмента оказывают не прямое, а косвенное воздействие на управляемый объект. До исполнителей доводятся только поставленные цели и задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем, своевременное и качественное выполнение которых отмечается денежным вознаграждением. Арсенал и содержание экономических рычагов определяются спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредитование, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет.
1. Планирование. С помощью планирования определяется программа функционирования и развития предприятия и его структурных подразделений. После утверждения плана он направляется их линейным руководителям для организации выполнения доведенных количественных показателей.
2. Финансирование. Финансирование как самостоятельная экономическая категория обусловлена другой категорией - ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития предприятия.
3.Кредитование предполагает создание условий, побуждающих предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод предоставляет возможность сочетать централизованное управление с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность.
4. Ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимают цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, отражает издержки производства на уровне общественно необходимых, с другой — распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос.
5. Экономическое стимулирование основывается на использовании:
- принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;
- системы оплаты труда, материального поощрения работников и распределения прибыли;
- фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития.
6. Хозяйственный расчет означает, что предприятие должно покрывать свои расходы доходами, получаемыми от реализации продукции, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, обеспечивать хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.
Существенным фактором укрепления хозрасчетных отношений является усиление роли хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон по поставкам, а также повышение материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств. Следует иметь в виду, что эффективность экономических методов во многом определяется обоснованностью экономических нормативов, таких, как уровень рентабельности, распределение прибыли между подразделениями, отчисления от прибыли, нормы амортизации, ставки банковского кредита и т.д.
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
Организационно-распорядительные методы управления занимают особое место в системе менеджмента. Это объясняется тем, что они создают необходимые условия функционирования предприятия. Посредством этих методов формируются трудовые коллективы, организационные структуры управления, деятельность предприятия регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими механизм работы с кадрами.
Для эффективного выполнения указанных процедур в рамках этих методов необходим набор приемов и способов, которые основывались бы либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах производства, либо на создании возможности такого принуждения. При этом воздействие в большинстве случаев характеризуется однозначностью, одно-вариантностью выполнения поставленных задач. Такой подход призван обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.
Организационно-распорядительные методы реализуются в различных формах:
- методах организационного воздействия;
- методах распорядительного воздействия;
- методах дисциплинарного воздействия.
Методы организационного воздействия: Регламентирование - жесткий тип организационного воздействия, содержание которого сводится к разработке и введению в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этими положениями периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование.
Организационное регламентирование — это положения общеорганизационного характера, определяющие организационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером такого положения служит Закон "О предприятиях" и др.
Функциональное регламентирование сводится к разработке положения, предусматривающего внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полномочия и пр. Таким положением, например, является Положение о линейных и функциональных органах.
Должностное регламентирование осуществляется посредством штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются перечень должностей и основные требования к их замещению. Помимо регламентирования применяют и другой метод организационного воздействия — нормирование.
Наиболее мягким способом организационного воздействия является инструктирование: ознаком-ление с условиями работы, объяснению возможных проблем, предостережению от повторяющихся ошибок, совету по выполнению отдельных видов работ и т. д.
Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи и может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством радио, телефона, видеоустройств и др.
Методы распорядительного воздействия и дисциплинарного воздействия распорядительное воздействие осуществляется в процессе функционирования системы и направлено на обеспечение слаженной работы управленческого аппарата, на поддержание системы в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние. Такие условия могут выражаться в виде устного или письменного распоряжения и иметь форму приказа или договора. Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Приемы и способы дисциплинарного воздействия сводятся к установлению ответственности и ее практической реализации. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Важным моментом эффективного применения методов менеджмента является сочетание ответственности разных видов. Для нормального протекания управленческого процесса необходимо соблюдение такого принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит, как правило, к управленческому произволу, в то же время их недостаток парализует деловую активность и инициативу.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Наука и практика утверждают, что успешность работы во многом зависит от целого ряда социально-психологических факторов.
Социально-психологические методы - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Для реализации механизма социально-психологических методов руководителю недостаточно использовать накопленный опыт, ему необходимо знать закономерности развития глобальных систем взаимодействия людей, методы воздействия на них и трудовые коллективы. В управленческой деятельности возникают самые разнообразные вопросы, проблемы, конфликты, связанные с межличностными отношениями, изменениями универсальных норм современной жизни, повышением культурного и общеобразовательного уровня людей.
Это ведет к значительному увеличению психической нагрузки, а порой и к явной перегрузке. Поэтому знание социально-психологических основ менеджмента необходимо руководителю любого звена.
Эффективность социально-психологического воздействия во многом определяется подготовленностью менеджера, его профессионализмом, организаторскими навыками и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы, что вытекает уже из самого названия, состоят из двух групп методов: социальных и психологических.
а). Социальные методы управления
Эти методы представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развитие коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Они включают:
1) методы социального нормирования — это положения и правила внутреннего поведения, кодексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы;
2) методы социального регулирования включают методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, пропаганда, критика, самокритика) и методы социальной преемственности (посвящение в рабочие, праздники трудовой славы,
3) методы морального стимулирования способствуют развитию в коллективе прогрессивных тенденций по достижению наивысших показателей деятельности путем различных форм награждений, вручения грамот, благодарностей;
4) воспитательные методы — это приемы и способы убеждения, контроля за деятельностью руководства, что способствует развитию у работников прогрессивных форм мотивации.
б). Психологические методы управления
Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе. К ним относятся:
1) методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характеристиками, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;
2) методы комплектования малых групп и коллективов сводятся к определению оптимального соотношения между работниками в малых группах на основе исследований по возникающим симпатиям и антипатиям внутри коллектива;
3) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной среды: цвет окраски стен, звучание музыки, монотонность труда и др. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает равномерную нагрузку, приносит удовлетворение;
4) методы психологического побуждения основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.
Естественно, что применение социально-психологических методов менеджмента должно осуществляться в комбинации с организационно-распорядительными и экономическими методами.