И методические рекомендации по ее выполнению

Цели выполнения контрольной работы: ознакомление с учебным материалом по теме контрольной работы, совершенствование навыков работы с текстом, умение излагать логично и аргументировано основные положения вопросов плана контрольной работы.

 

Перечень заданий.

Курс философии для студентов заочного отделения предполагает выполнение контрольной работы. Тема Вашей контрольной работы определяется по первой букве Вашей фамилии:

 

А, Э – тема 1 М – тема 8 Н – тема 15
Б, Ю – тема 2 О – тема 9 П – тема 16
В, Я – тема 3 Р – тема 10 С – тема 17
Д – тема 4 Т – тема 11 У – тема 18
Ж, З – тема 5 Ф, Х – тема 12 И – тема 19
К – тема 6 Ц, Ч – тема 13 Е – тема 20
Л – тема 7 Ш, Щ – тема14 Г – тема 21

 

Требования к срокам сдачи и оформлению контрольной работы.

Контрольная работа предоставляется на кафедру философских наук ЧГАКИ в соответствии с графиком учебного процесса заочного отделения. Оформление контрольной работы должно соответствовать имеющимся в деканате требованиям.

Контрольная работа должна быть лаконичной, четкой по структуре, концентрированной по содержанию и тщательно оформленной, объемом 18-20 печатных страниц, формата А 4, набранной на компьютере 14 кеглем с интервалом между строк 1,5, все поля по 2,5 см. Контрольная работа включает в себя ответы на все вопросы плана и список использованной литературы (учебной, справочной, научной), оформленной в соответствии с ГОСТом.

Контрольная работа проверяется преподавателем дисциплины, рецензия должна содержать положительные и отрицательные оценки контрольной работы, а также общую оценку в виде зачета или незачета.

 

Тема № 1 Философия. Ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре.

1. Исторические типы мировоззре­ния, их специфика. Мировоззрение и философия.

2. Концепция «осевого времени» К.Ясперса.

3. Проблема определения предмета философии.

4. Основные функции философии.

5. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия
и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента).

6. Значение философии для личностного и профессионального роста.

Тема №2

Становление философии. Древний Восток

1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.

2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята).

3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).

Тема № 3

Становление и развитие философии в Древней Греции

VII - VI вв. до н. э.

1. Космоцентризм в философии «досократиков».

2. Диалектическое учение Гераклита.

3. Фило­софские идеи пифагорейцев.

4. Апории Зенона Элейского, их философский смысл.

5. Античный атомизм (Левкипп, Демокрит).

 

Тема № 4

Философия классической античности*

1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов.

2. Учение Сократа о знании как добродетели.

3. Концепция человека и учение Платона о душе.

4. Платон об идеальном государстве.

5. Учение Аристотеля о душе.

6. Практические науки (этика и политика) в философии Аристотеля.

7. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков, неоплатоников, эпикурейцев.

Тема № 5

Философия европейского средневековья

1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.

2. Основные философско-религиозные проблемы христианской философии.

3. Патристика. Религиозная философия Августина.

4. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.

5. Ф.Аквинский о соотношении веры и разума.

 

Тема 6

Философия эпохи Возрождения

1. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения.

2. Философские идеи гуманистов.

3. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).

4. Пантеизм Н. Кузанского.

5. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

6. Философское содержание Реформации.

 

Тема 7

Философия Нового времени

1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.

2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположники классической новоевро­пейской философии. Проблема метода.

3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.

4. Философские идеи и идеалы Просвещения.

5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).

Тема № 8

Классическая немецкая философия

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Основные положения теоретической философии
И. Канта («что я могу знать»?).

3. «Что я должен делать»? Этика долга И.Канта.

4. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.

5. Диалектиче­ский метод в философии Гегеля.

6. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.

 

Тема № 9

Отечественная философия XI – первой половины XIX вв.

1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика.

2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.

3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Акса­ков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).

Тема № 10

Философия марксизма и ее судьба

1. Теоретические истоки марксистской философии.

2. Основные идеи философии раннего марксизма: материалистическое понимание истории; концепция отчуждения труда.

3. Человек, его свобода, и условия освобождения («Манифест коммунистической партии»).

4. Диалектические идеи в философии марксизма.

5. Развитие В. И. Лениным марксистской фило­софии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о го­сударстве и революции.

Тема № 11

Отечественная философия XIX - XX вв.

1. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

2. Философия Всеединства В. С.Соловьева.

3. Русская религиозная антропология (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шес­тов).

4. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)

5. Философия русского зарубежья.

Тема № 12

Западная неклассическая философия XIX - XX вв.

1. Кризис класси­ческого рационализма и поиск новых форм философствования.

2. Постклассика: различие наук о природе и наук о культуре в философии неокантианства.

3. Первый позитивизм: О. Конт и Г.Спенсер.

4. Неопозитивизм и постпозитивизм о проблемах научного познания (от логики науки к истории науки).

5. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер по выбору).

6. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.

Тема № 13

Антропологическая проблематика в западной философии XX века*

1. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.

2. 3. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознатель­ного.

3. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального ха­рактера в философии неофрейдизма.

4. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

5. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная).

 

Тема № 14

Онтологическая проблематика в философии

1. Категория бытия в истории философии.

2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистиче­ские, плюралистические концепции субстанции.

3. Категория материи в философии. Материя как объективная ре­альность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отраже­ние.

4. Понятие виртуальной реальности.

5. Феномен бытия человека.

Тема № 15

Сознание как философская проблема

1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального.

2. Сознание, душа, дух.

3. Структура сознания. Сознание и самосознание.

4. Сознание и язык.

5. Формы общественного сознания: политиче­ское, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).

Тема № 16

Познание как предмет философского анализа

1. Проблема познания в ис­тории философии. Познание и знание.

2. Рациональное и иррациональное в познании.

3. Типы рациональности (научная, техническая, философская).

4. Понятие интуиции. Чувственная и интеллектуальная интуиция.

5. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).

6. Проблема истины и ее критериев в философии.

Тема № 17

Философское понимание человека

1. Проблема природы и сущности человека в истории философии.

2. Диалектика бытия индивидуального человека: тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.

3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
самоопределение человека, свобода и ответст­венность личности.

4. Понятие отчуждения человека. Современные формы отчуждения.

 

Тема № 18

Философия культуры

1. Основные концепции культуры в философии.

2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.

3. Характеристика современной цивилизации.

4. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.

5. Особенности Восточной и Западной культур. Идеи евразийства.

6. Культура и общество.

7. Человек как творение и творец культуры.

Тема № 19

Основные проблемы социальной философии

1. Типологии общества.

2. Общественное производство, его формы, их характеристика.

3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, пра­вовая, духовная (по выбору студента).

4. Социальная структура общества. Классификация общностей людей.

5. Личность и общество: способы взаимодействия.

6. Понятие информационного общества. Информационное общество и общество знаний.

7. Понятие гражданского общества. Гражданское общество и государство.

 

Тема № 20

Философия истории

1. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов.

2. Роль личности в исто­рии.

3. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная, ризомная.

4. Проблема периодизации истории.

5. Проблема смысла и цели исторического процесса.

Тема № 21

Глобальные проблемы современности

1. Проблемы будущего человека и человечества в философии.

2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.

3. Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.