РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.

Национальная компания республиканское государственное предприятие Актауский международный морской торговый порт (РГП «АММТП»)расположен на восточном побережье Каспийского моря южного мыса Меловой,рисунок 2.

Он является единственным международным морским портом Республики Казахстан, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.

Порт Актау построен в 1963 году и первоначально был создан с целью поддержки развития урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакского региона. В дальнейшем порт сыграл значительную роль в строительстве атомной электростанции БН-350, заводов химической отрасли и непосредственно самого порта Актау [24].

Морской порт являлся внутренним портом бывшего СССР, который большей частью специализировался на транспортировки нефти, объемы перевалки которой в начале 80-х годов составляли около 7 млн. тонн в год. Перегрузка сухих грузов не превышала 300тыс. тонн в год и состояла, в основном, из грузов местного значения (соль, ракушеблоки, уголь).

Осознавая объективную необходимость реконструкции инфраструктуры порта, для скорейшего интегрирования в мировую транспортную систему между Правительством Республики Казахстан и европейским Банком Реконструкции и Развития (далее ЕБРР) было заключено соглашение о Займе.

В результате завершения в сентябре 2008 года 1-го этапа реконструкции порта, возможности погрузо-разгрузочного комплекса по обслуживанию сухогрузов доведены до уровня 1.5млн. тонн в год при сохранении прежних возможностей по перевалке нефти - 8.0 млн. тонн в год. В рамках второго этапа проведена реконструкция и введен в эксплуатацию железнодорожный паромный комплекс, а также планируется реконструкция волнолома и дамбы.

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Восточное побережье Каспийского моря

 

Проект реконструкции порта Актау был оценен 74млн. долларов США.

По факту проведенных работ порт Актау представляет собой современный многоцелевой терминал, обладающий следующими технологическими возможностями, а именно:

- наличие обширных площадей (более 50000м2 открытых площадок и крытый транзитный склад – 6000м2), обеспечивающих надежное хранение грузов, в том числе тяжеловесных;

- реконструкция обеспечила порт тремя универсальными причалами для обработки генеральных и навалочных грузов, одним причалом для экспорта зерна и перегрузки тяжеловесов и обработки судов типа «Ро-Ро», общей протяженностью новых причалов 550м, и возможностью одновременной обработки 4-х судов;

- введен в действие железнодорожный паромный комплекс, позволяющий осуществлять накат-выкат вагонов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;

- введен в действие зерновой терминал с перспективной мощностью ежегодной обработки до 600 т и единовременным хранением до 25тыс. тонн зерновых;

- наличие четырех нефтеналивных причалов, имеющих возможность одновременной обработки 4-х танкеров с водоизмещением до 12000т.

- порт обновил оборудование, дающее возможность перевалки всех видов генеральных грузов и грузов в контейнерах.

Порт имеет следующие характеристики по проходным осадкам, рисунок 3.

Порт Актау имеет все виды подъездных путей, смежную инфраструктуру по сливу, наливу и хранению нефти и нефтепродуктов.

В порту на условиях аренды причальной площади функционируют самостоятельные специализированные транспортные организации.

В настоящее время порт Актау является единственным конкурентно-способным торговым портом Казахстана, работающим по международным стандартам системы управления (ИСО 9001), отвечающим требованиям безопасности мореплавания и обслуживания судов. На прилегающей территории порта установлен специальный режим в рамках свободной экономической зоны.

В ближайшей среднесрочной перспективе рынок морских перевозок с использованием порта Актау будет развиваться по следующим направлениям:

- Иранское направление – прямое водное сообщение, обеспечивающее экспортно-импортный и транзитный грузопоток в рамках коридора Север-Юг из стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива через Иран и в обратном направлении. Данное направление характеризуется уже существующей развитой международной торговлей ИРИ со странами СНГ, относительной развитостью портов, существующей автопаромной линией: Актау – Баку – Анзали и перспективной железнодорожной паромной линией: Актау - Амирабад.

 

1 - Проходная осадка в судозаходном канале, 6м.

2 - Проходная осадка к нефтяным 4-5-причалам, 5,6м.

3 - Проходная осадка к нефтяным 9-10-причалам, 7м.

4 - Проходная осадка к сухогрузным 1, 2, 3-причалам, 6,7м.

5 - Проходная осадка к паромной переправе 8 причал, 5.3м.

 

Рисунок 1.3 – Современный многоцелевой терминал НК РГП “АММТП”

 

Российское (Северное) направление – прямое водное сообщение с портами РФ, Каспийского (Махачкала, Астрахань, Оля), Азовского и Балтийского бассейнов посредством каналов Волго-Дон и Волго-Балт, обеспечивающее экспортно-импортный и транзитный грузопоток, а также смешанное сообщение в рамках коридора Север-Юг на участках:

- Иран – порт Актау – уральские регионы РФ

- порт Актау – Астрахань – страны Европы.

Данное направление характеризуется существующими отношениями в области транспортировки нефти (Актау-Махачкала), укреплением торговых отношений между РК и РФ, использованием транзитного потенциала, а также процедурными условиями, ограниченностью осадки и сезонностью прохождения судами внутренних водных путей РФ и наличием разветвленной сети ж/д и автодорог РФ с выходом в страны Западной Европы.

Черноморско-Средиземноморское направление - прямое водное сообщение посредством канала Волго – Дон, а также смешанное железнодорожно-водное сообщение Актау – Баку – Батуми (Поти) с экспортно-импортными и транзитными грузами в рамках коридора Трасека в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна и в обратном направлении.

Существующий грузооборот порта составляют, в основном, экспортные грузы: нефть, металлопродукция, зерно. Рост объемов перевозок через порт Актау в страны Закавказья, Персидского залива, в Иран, из Центральной Азии в РФ за последние 9 лет представлен в таблице 1.

 

Таблица 1.1 - Динамика объемов общей перевалки грузов в морском порту Актау

 

Наиме нование     Годы            
   
Нефть   101.0 867.9 1815.3 2066.8 3385.5 5035.4 5552.4 6970.7 8289.2
  Сухогрузы, в том числе: 275.3 282.3 195.4 281.0 758.6 1366.2 1395.9 1109.0 1389.7
Сталь   222.1 225.7 140.1 235.4 701.5 1060.1 571.2 835.5 1011.5
Зерно   16.4 10.7 27.9 7.6 14.5 84.1 209.2 5.4  
Другие   36.8 45.9 27.4 38.0 42.6 615.5 268.1 388.2
Итого   376.3 1150.2 2010.7 2347.8 4144.1 6401.6 6948.3 8079.7 9691.9

 

Из таблицы видно, что устойчивый рост грузооборота нефти составляет 70% и 30% - сухогрузов, предопределяет финансовую стабильность предприятия и возможность дальнейшего его развития.

Экспортный и транзитный потенциал Казахстана высок и намечается рост объемов перевозок через порт Актау из Центральной Азии в страны Закавказья, Персидского залива, Иран, РФ и страны Европы представлен в таблице 2.

Объем перспективного грузопотока нефти новых месторождений, осваиваемых на западном секторе Каспийского моря и планируемых к перевозке через морские порты на период с 2010 по 2020 годы может составлять свыше 22 млн.тонн.

 

Таблица 1.2 – Перспективный план перевозок через порт Актау

 

 
Годы   Виды перевозок
Объем перевозок    
Пропускная способность причалов

 

Устьевой речной порт Атырау (см. рис. 2), – Порт Атырау создан в 1964 году и находится в 30 км от устья реки Урал. Основной вид услуг предоставляемых портом является:

- обслуживание морских перевозок,

- погрузочно-разгрузочные работы,

- добыча и реализация кормовой ракушки.

Производственная мощность порта – 546 тыс. тонн груза за одну навигацию.

Повышение уровня добычи нефти констатируют практически все нефтедобывающие компании Казахстана, суммарные объемы добычи которых, к 2015 году планируется увеличить до уровня 120 млн. тонн.

В настоящее время для доставки каспийской нефти на мировые рынки преимущественно используются магистральные трубопроводы: Тенгиз-Новороссийск, Атырау-Самара. К 2016 году производство нефти в странах Каспийского региона может составить порядка 350-400 млн. тонн, что свидетельствует о необходимости создания дополнительных инфраструктур по её транспортировке в целях заблаговременного решения перспективных потребностей в доставке и сбыте нефти.

Дальнейшей реализации Плана развития морского порта Актау в северном направлении способствуют следующий позитивный фактор:

- Модернизация существующих и создание новых объектов транспортной инфраструктуры, способствующих росту пропускной способности, в частности:

- реконструкция автодорог западного Казахстана на участках: Атырау – Бейнеу - Актау;

 

ПОРТЫ Тупкараганского залива:

Портопункт Курык (Ералиево) – экспортоориентированный нефтеналивной терминал (см. рис. 2), находится в заливе Бековича-Черкасского между мысом Песчаный и мысом Жыланды. Протяженность залива составляет 32 км, с плавной дугой вдающейся в Северо-восточном направлении в береговую линию на 16 км.

Глубины в бухте составляют 3-4 м, дно песчаное. Причал расположен северном берегу бухты, на восточном – поселок Курык.

В перспективе необходимо рассматривать порт Курык как нефтяной терминал обеспечивающий участие Казахстана в проекте транспортировки нефти по маршруту Баку-Джейхан.

Согласно информации Министерства энергетики и минеральных ресурсов планируемый общий объем перевалки нефти через Актауской морской торговый порт составит порядка 48 – 50 млн. тонн. Предусмотрено, что остальная часть перспективной нефти будет переваливаться через нефтеналивной терминал в пос. Курык.

К началу строительных работ выполняется подготовка территории в пределах береговой линии и границы прилегающей нефтебазы: перенос существующих сетей водопровода и канализации, электрических кабелей, расчистка участка от растительности, планировка территории.

Основная территория будущего порта создается насыпью и грунта в воду мелководной части существующей акватории до отметки -24.5м БС. Ширина морской засыпки от 35 до 240м. Глубина до трех-четырех метров. Для отсыпки предполагается использовать отходы (штыб) карьера по производству блоков из ракушечника.

Прикордонная часть строящихся причалов, переходные слои, а также подстилающий слой под покрытия на территории порта и дороги отсыпаются из гравийно-песчаной смеси карьера «Каражанбас». Под балласт железнодорожных путей используется щебень карьера «Таушык». Камень для внутренней отсыпки тела мола берется из карьера «Таушык» и «Шетпе».

Кроме разработки мягкого грунта, требуется производить предварительное рыхление мергелей и известняка, в отдельных местах выходящих на поверхность дна моря. Поскольку производство взрывных работ при вы­полнении любых работ по всей акватории Каспийского моря запрещено, проектом предусматривается использование для рыхления мергелистых грунтов специального оборудования, без применения взрывов. Объем дноуглубления – 1.72.млн м3.

В целях решения растущих потребностей в транспортировке казахстанской нефти на мировые рынки активно разрабатывается вопрос создания ряда новых экспортных трубопроводов, включая трубопровод Западный Казахстан – Китай и трубопровод в направлении Ирана, а также специализированных портовых терминалов Курык и Баутино.

Порт Баутиногрузовой район Баутино расположен на западном побережье Тупкараганского залива, является филиалом РГП “АММТП”, месторасположения – г.Форт-Шевченко, от г. Актау 150км. На данный момент причал и территория порта Баутино используются для стоянки судов, проведения технического обслуживания в зимний период и переработки грузов судового снабжения в период навигации.

Порт Баутино, как базовый порт для поддержки морских операций в казахстанском секторе Каспийского моря.

Баутинская бухта имеет хорошие проходные глубины как на подходе к бухте так и у причалов – не менее 5,5 и защищена от волнения моря с трех сторон.

Как отрицательный фактор следует отметить сложные ледовые условия в зимнее время, вызванные как замерзанием самой бухты, так и наносным ледовыми полями из северной части Каспия.

Основными видами полезных ископаемых Мангистау являются запасы нефти и газа. Уникальное нефтегазовое месторождение «Узень» с извлекаемыми запасами около 500млн.тонн нефти, нефтегазоконденсатное - «Жетыбай» с запасами около 150млн.тонн, газоконденсатные месторождения Каражанбас, Северо-Бузачинское, Каламкас с общими начальными запасами более 350млн. тонн.

Результаты наших исследовании по Мангистауским областям дала, что запасы более чем по 30 нефтяным месторождениям с остаточными извлекаемыми запасами около 700млн. тонн нефти.

Баутинская портовая инфраструктура предназначена для развития порта как базы поддержки морских нефтяных операций, которая наиболее перспективна шельфовая часть Каспийского моря. Прогнозы запасов нефти и газа Каспийского шельфа только до глубины 60 метров составляют 500млн. тонн, что более чем в 4 раза превышает запасы Азербайджанской зоны.

Запасы нефти по открытым в области месторождениям по состоянию на 01.01.2011 года составил: геологические запасы - 4131.6млн.тонн, извлекаемые – 2415.7 млн. тонн, накопленная добыча – 507.3 млн. тонн.

В области открыты и находятся в разработке 49 месторождения, содержащие природный газ в газовых залежах с суммарными начальными запасами 266.1млрд.м3. По состоянию на 01.01.12. года остаточные запасы газа составляли около 239.1млрд.м3.

На полуострове известны месторождения железной руды, запасы которой составляют 600млн. тонн при среднем содержании железа 54.73%, марганец - прогнозные запасы месторождения оцениваются в более

Согласно планам предусмотренным Государственной программой освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ) объем годовой добычи с месторождения Кашаган будет составлять: в 2013 году - 22 млн.т, и в 2014 году - 60 млн.т. При этом добыча нефти в Казахстане в 2012 году составит свыше 92 млн.т/год, в т.ч. с КСКМ - 21 млн.т/год, в 2013 году составит 140 млн.т/год, в т.ч. с КСКМ - 64 млн.т/год и 2014 году – порядка 180 млн.т./год, в т.ч. с КСКМ – 100 млн.т/год.

По данным отчета Мангистауского областного геотехнического центра КАЗГИИЗ по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям предусмотрено [5]:

- развитие нефтеперерабатывающей отрасли, нефтегазотранспортной

системы и инфраструктуры для поддержки морских нефтяных операций;

- обеспечение расширения проектов с участием Компании в рамках реализации Северо-Каспийского проекта месторождении Кашагана, рисунок 4;

 

 

Рисунок – 1.4 Общий вид месторождении Кашагана


На государственный баланс Государственной Комиссией по Запасам Республики Казахстан 23.10.14 г. принят оперативный подсчет запасов в объеме:

- геологические запасы – 7,862 млрд.тонн,

- извлекаемые запасы – 4,647 млрд. тонн.

Общие инвестиции в освоение месторождения Кашаган составят около 77 миллиардов долларов США.

Постановлением Правительства РК Нефтяная Компания «Казмунайгаз» определена Полномочным органом в Соглашении о разделе продукции по Северо-Каспийскому проекту (см.рис.4), которые в результате выполнения программы разведочного бурения, Подрядчиком было совершено открытие пяти месторождений углеводородов на контрактной территории [3].

30 июня 2014 года было объявлено о коммерческом открытии на месторождении Кашаган (см.рис.4) Северо-Каспийского проекта АО НК “КазМунайГаз”.

Компания в 2014 году добывала более 8,36 млн.тонн, включая все проекты с ее участием других компаний, долевые участия которых изображены на рисунке 5.

 

 

 

Рисунок 1.5 - Доля участия компаний в освоении месторождении Кашаган

С 1 января 2015 года начал третий этап реа­лизации Госпрограммы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Об этом в ходе прошедших 09 октября в Атырау общественных слу­шаний по проекту морского участка Жамбыл заявил директор департамента новых морских проектов НК «КазМунайГаз» Едиге Жолдасов в своем отчете министру нефти и газ Карабалину У. [4].

Напоминаем, что госпрограмма была утверждена указом президента РК №1095 от 23 мая 2002 года. Она была разделена на три этапа [10]:

- на первом (2002-2006 гг.) долж­ны были быть созданы усло­вия для комплексного освое­ния;

- на втором (2006-2010 гг.) -планируется ускоренное осво­ения блоков на Каспии;

- на третьем (2010-2015 гг.) добычу нефти планируется довести до 150 млн. тонн нефти в год. В последующие годы этот уро­вень добычи должен как ми­нимум стабильно сохраняться.

В ходе первого этапа была создана законодательная база в виде законов «О недрах», «О нефти», «О соглашениях о раз­деле продукции на морском шельфе» и ряда существенных поправок о преимущественном праве приобретения (покупки) Казахстаном активов в стране.

В соответствии с задачами госпрограммы, АО НК «КазМунайГаз» разработало свою програм­му развития национальной ком­пании на 2002-2006 годы, в кото­рой предусматривается запуск и развитие новых проектов на казахстанском шельфе Каспия.

В начале 2007 году начат ускоренный поиск иностранных инвесторов на новые каспийские проекты, в том числе участка­ми дна на казахстанском шель­фе Каспия, где могут находить­ся крупные запасы нефти и газа.

Самым крупным проектом на Каспии, несомненно, является Северокаспийский проект, в ходе которого разведаны мес­торождения на Кашагане, Юго-Западный Кашаган, Кайран, Актоты и Каламкас-море. В 2010 году Казахстан вновь непосред­ственно стал участником этого проекта мирового масштаба, купив долю 8,33 % .

В июле 2011 году после мно­голетних переговоров подписа­но Соглашения о разделе про­дукции по проекту Курмангазы. Учас­тниками проекта являются НК «КазМунайГаз» и российская компания «Роснефть-Казахстан». Проект «Курмангазы» можно смело ставить в ряд та­ких крупнейших проектов, как Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. В настоящее время созда­ется операционная компания по разработке этого проекта в Актау.

Первым на шельфе Каспия для национальной компании является проект разработки при­брежных блоков Южный Жамбай и Южное Забурунье. В этом проекте НК «КазМунай-Газ» представляет дочерняя ком­пания ТОО «Жамбай.

В начале 2012 году за­вершили двухмерную сейсмо­разведку на крупной подсолевой структуре Южный Жамбай. Итогом первого этапа работ на Южном Жамбае должно стать разведочное бурение Южно-Жамбайская структура, которая опреде­лена уже точка бурения.

В настоящее время дата на­чала разведочного бурения пе­ренесена с 2014 на март 2015 год. Российская компания «ЛУКойл» приобретает активы компания «Нельсон Рисорсиз», которая имеет право на опцион 25% доли в проекте Южный Жамбай-Южное Забурунье. Компа­ния «ЛУКойл» имеет на Кас­пии современную буровую бар­жу «Астра», что заметно облегчает решение задачи по проведению разведки на Южном Жамбае.

Закончены сейсморазведочные работы и анализ данных прибрежных блоков Атырауской и Мангистауских областей на блоках Кайран-Восточный и Каламкас-Северный. Самым крупным объектом на этих бло­ках является подсолевая струк­тура Кайран-Восточный. Партнером КМГ является американская корпора­ция «Шеврон».

Ведутся прямые переговоры Министерства энергетики с оманской компанией «Оман ойл» по проекту небольшого участка Жемчужина в Мангистауской акватории шельфа Каспия.

Департамент новых морских проектов НК «КазМунайГаз» начал подготовительные работы по блокам Махамбет, Сатпаева, Шаттык и Бобек в Атырауской акватории шельфа Каспия. По этим проектам ведется поиск возможных партнеров из числа иностранных инвесторов. В ча­стности, Индийской национальной компании предоставлено право выбора блока из двух блоков Махамбет или Сатпае­ва. После завершения подгото­вительных работ будут начаты прямые переговоры с Минэнергетики по заключению СРП по блокам Шаттык, Махамбет, Бо­бек и Сатпаева.

В Тюб-Карагане еще одним проектом является раз­работка участка Аташ со струк­турам Аташ, Казахстан и Ма­рал совместным предприятием НК «КазМунайГаз» и компании «ЛУКойл». В 2014 году на уча­стке были проведены сейсмо-разведочные работы. В настоя­щее время идет интерпретация полученных данных. Планиру­ется провести разведочное бурение летом 2015.

Новым крупным проектом на Каспии является разработка участка Дархан в этом же рай­оне. Партнером КМГ по дого­вору является Китайская наци­ональная нефтяная компания.

В связи с добычей нефти на шельфе Каспийского моря возрастают объемы земляных работ [16] при сооружений причалов, временных дорог и других гидротехнических сооружений.

Таким объектом строительства являются причальные сооружения и подъездные дороги в Тюб-Караганском заливе в пос. Баутино, где начато освоение базы поддержки морских нефтяных операций на восточном побережье залива.

Для строительства указанных объектов, в настоящее время, роль строительно-дорожных и землеройных машин, безусловно, огромная.

Основными рабочими органами для разработки грунтов глубиной 5 м являются ковши драглайнов, экскаваторов.

Теоретическими и экспериментальными, исследованиями занимались такие ученые, как Кабашев Р.А., Недорезов И.А., Тургумбаев Ж.Ж., Царевский А.М., Огородников С.П., Ветров Ю.А., Николаев А.Д., Кузнецов А.И., Кадыров А.С., Корошкин А.А., Моисеенко В.Г., Проценко В.В., Шейнблюм В.М., Жумаев Ж. и др.

Результаты исследования в дальнейшем будут использованы при разработке проекта причальных сооружений, подъезда автомобильных и железных дорог и для выбора средств механизации транспортных терминалов морских портов.

Таким образом, в настоящее время строительство гидротехнических сооружений в прибрежной зоне морей казахстанского сектора, особенно в Тюб-Караганском заливе и Баутинском водохранилищ требует решения комплекса задач по созданию БПМНО.

Решения комплекса задач позволит значительно увеличить сырьевую базу Республики и ускорит становление морской нефтегазовой индустрии Казахстана.