Развитие эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте.

Переход к юношескому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие молодого человека. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у молодых людей с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм молодого человека начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни молодого человека перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми молодой человек вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности молодого человека, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Молодые люди начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех молодых людей. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.
В начале раннего юношеского возраста у молодого человека появляется и усиливается стремление быть похожим на взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, молодой человек иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский). Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения молодые люди. Видя проявления этих качеств у старших людей, молодой человек часто некритически подражает им. Собственное стремление молодой человек к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к молодым людям уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление молодого человека поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений молодого человека с окружающими людьми и с самим собой.
В юношеском возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования молодого человека. Новый этап в развитии этой формы научения у молодых людей начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков - молодых людей объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны молодых людей могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в молодых людей среде с возрастом увеличивается.
В юношеском возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания молодого человека. В отличие от предыдущих возрастных этапов, он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания у молодых людей в раннем юношеском возрасте характеризуется особенным вниманием молого человека к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у молодых людей складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.
В раннем юношеском возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними молодой человек принимает участие в делах, требующих проявления воли.
Весьма распространенным среди современных молодых людей способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-молодым людям, но и девочкам - молодым людям. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт.
Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.
В юношеском возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому молодых людей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует молодых людей к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, молодой человек удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие молодые люди сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение молодых людей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для молодого человека отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.
Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для молодого человека окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально - волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен молодой человек и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Большие возможности для ускоренного развития деловых качеств молодых людей открывает трудовая деятельность, когда молодые люди участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе юношеских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях молодым людям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления юношеской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.
Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития молодых людей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте молодые люди становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.
Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением молодых людей правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку.
В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки молодых людей становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания молодых людей собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период юношества молодыми людьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем – черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие молодыми людьми окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными