Интеркультурная коммуникация.

В настоящее время все в большей мере обозначается особый вид коммуникации — интеркультурная коммуникация, основанная на диалоге культур.

Акцентирование в учебном процессе особенностей взаимодействия родной и иноязычной культуры создает образовательную ситуацию особого рода — ситуацию интеркультурной коммуникации — проникновение в сущность, национальный колорит культуры другого народа при сопоставлении с родной культурой.

В поликультурном пространстве современного мира общение — бинарное взаимодействие двух культур — может быть обозначено как интеркультурное, а коммуникация интеркультурной. Множественность диалоговых (бинарных) интеркультурных коммуникаций создает общую сеть межкультурного общения и требует особого рода подготовки человека к ней.

Функция же языка — быть средством общения, средством познания, поэтому и существует диалектическое единство языка и культуры.

Столь подробное освещение проблемы «язык и культура» объясняется ее исключительной важностью для процесса обучения.

Таким образом, исследования по проблеме культуры как социально-педагогического феномена, позволяют утверждать следующее:

1. Культура — это понятие, более широкое по отношению к образованию. Образование — введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Взаимосвязь культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

2. Хранитель культуры — язык, в котором аккумулированы фундаментальные культурно-исторические ценности человечества. Следовательно, изучая язык, человек изучает ценности носителя этого языка, формируя свои ценностные ориентации.

3. Культура выполняет коммуникативно-ценностную функцию, передает знания, опыт, ценности нации и эпохи, осуществляет коммуникацию. А особый вид коммуникации, основанный на диалоге культур, и является интеркультурной коммуникацией, которой еще предстоит стать органичным компонентом университетского образования. [Янкина Н. В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 120 с.]

Розина И. Н. Педагогическая и профессиональная коммуникация в академических интернет-сообществах//Актуальные проблемы теории коммуникации.- СПб., 2004.

Специальный научный интерес представляют исследования особенностей взаимодействия, которые проявляются в профессиональной коммуникации при использовании компьютерных сетей (компьютерно-опосредованная профессиональная коммуникация). Сегодня научное и социальное взаимодействие, групповая работа специалистов, неформальные и формальные профессиональные и научные контакты все шире осуществляются через Интернет-технологии, через формируемые академические Интернет-сообщества. Одним из видов групповой коммуникации являются сообщества специалистов, которые образуют относительно замкнутые субпространства - по определенной профессиональной специализации или интересам. Результатом их деятельности в электронных сетях является формирование новых форм коммуникации между людьми, функционирующих, по выражению М. Коула (1998), в "пятом измерении", как сетевые, виртуальные или Интернет-сообщества (Internet-community). Этот новый вид социальных групп представляет собой самоорганизующееся сообщество людей, общающихся между собой по определенной тематике и использующих Интернет-технологии в качестве основного средства коммуникации для организации группового взаимодействия участников сообщества. К наиболее распространенным Интернет-технологиям по типу коммуникации "многие ко многим", на которых преимущественно строятся академические сетевые сообщества, можно отнести следующие: 1) электронные дискуссии или форумы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки, веб-форумы, чаты и пр.); 2) Интернет-конференции с возможностью обсуждения размещенных в них статей; 3) электронные журналы, предоставляющие экспертную информацию о состоянии предметной области (обратная связь с автором чаще всего организована через электронную почту); 4) электронные библиотеки, как сочетание коммуникации специалистов, организаций и технологий. Так, для подготовки международных стандартов, ввиду необходимости регулярного проведения процедур обсуждения этапов разработки, Международной федерацией по применению стандартов используется проведение телеконференций, взамен традиционных совещаний рабочих групп.Прежде, чем рассматривать технологическую базу этих видов групповой коммуникации, отметим, что для обозначения первой формы компьютерно-опосредованной коммуникации использован термин "дискуссия", обобщающий различные Интернет-технологии. По аналогии с традиционной коммуникативной моделью дискуссии, электронная дискуссия представляет собой коммуникативную модель, в которой несколько активных субъектов (в данном случае подписчиков на определенную тему телеконференции, списка рассылки, веб-форума или чата) связаны между собой посредством отношения к общей проблеме, объявленной в названии телеконференции, списка, форума или специально выбранной теме, близкой к области интересов участников. Кроме наличия общей темы, в электронных дискуссиях, также как и в традиционных, может присутствовать ведущий, инициатор дискуссии - модератор (вступительное слово, реплики в ходе дискуссии, заключительное слово), а тексты носят аргументированный характер (разные или противоположные точки зрения - тезис, антитезис) . Электронные дискуссии дают возможность их участникам быстрее сориентироваться в информации по свой и смежной области, получить наиболее ценную информацию "из первых рук", разъяснить некоторые важные детали . Технологически реализованной особенностью участия в таких электронных дискуссиях является свобода выбора (подписываться - не подписываться, участвовать - не участвовать в обсуждении, сохранять - снять подписку). Телеконференции представляют собой тематико-иерархические дискуссионные группы сети Usenet. Для их реализации используется специальная серверная программа Newsserver, рассылающая сообщения аналогичным серверам-телеконференций или подписчикам соответствующей группы новостей. Телеконференции являются одной из наиболее старых Интернет-технологий, т.к. были созданы в 1978 г., как альтернатива дискуссионным группам. Система телеконференций предназначалась для обмена новостями и сообщениями пользователей сети, рассылка также может осуществляться на основе электронной почты. Дискуссионные группы (groups или newsgroups) телеконференций представляют собой разделы телеконференции. Большинство научных конференций обладают строгой иерархической структурой, что не всегда просто реализовать для других областей. Среди наиболее известных крупных иерархий, которые имели хождение по всему миру, можно назвать soc - политика, общественная жизнь, comp - компьютерная, news - новости Интернет и др. Некоторые конференции имеют уставы, в которых указываются общие правила ведения дискуссии, поощряемая тематика, предупреждения о приемлемом поведении и пр. Для того, чтобы не повторять обсуждение и вопросы, наиболее часто задаваемые по данной теме, обычно раз в месяц делается рассылка таких вопросов с ответами на них. Список рассылки (mailing list) представляет собой сервис размножения сообщений, основанный на почтовом сервисе. Сообщения, пересылаемые на почтовый адрес прикладной программы с именем списка в качестве имени пользователя, распространяются всем, кто подписан на данный список (подписчикам). В модерируемом (управляемом) списке все сообщения передаются модератору. Списки рассылки до настоящего времени являются популярной Интернет-технологией, которую используют для различных целей - информирования о текущих событиях (поступлений на веб-сайте, ходе подготовки конференции, для организации групповой дискуссии, электронного семинара и других видов профессиональной коммуникации). Веб-форумы размещаются на веб-сайтах и предоставляют возможность разместить введенное в окно веб-формы сообщение на его странице сразу после отправки сообщения на веб-сервер. В случае модерируемого (управляемого) форума, сообщения предварительно рецензируются, после чего размещаются или удаляются по решению модератора. Иногда веб-форумы используются для консультирования по определенной теме, тогда вопросы через какое-то время дополняются ответом эксперта, ссылкой на справочные материалы. Интернет-конференция - форма научной коммуникации, реализована на основе веб-технологий. Является аналогом проведения традиционных конференций с соответствующими этапами - 1) объявление о проведении конференции через списки рассылки, приглашение на веб-сайте конференции и т.д., 2) сбор тезисов или статей, оформленных по определенным правилам в каком-либо электронном формате, 3) размещение материалов на сайте для свободного доступа в Интернет, с возможностью обсуждения статей (оценка статьи размещение отзыва), обратной связью через электронные адреса авторов. Материалы Интернет-конференции могут публиковаться в бумажном или храниться только в электронном формате, а также существовать в обоих форматах, но в любом случае имеют смысл, если предусмотрены для длительного хранения на веб-сервере. Кроме того, Интернет-конференция может предварять традиционную конференцию, тогда она используется для знакомства с участниками и предлагаемыми для обсуждения темами. Среди отличительных характеристик Интернет-конференций можно назвать следующие возможности: 1) подключение к участию в любое время в рамках срока проведения конференции (обычно гораздо больше 3-5 дней, как принято в традиционных конференциях) или во время подготовки конференции; 2) доступ ко всем представленным материалам в электронной форме как для участников, так и посетителей веб-сайта (портала); 3) навигация и поиск по гипертекстовой структуре материалов.

Электронные библиотеки представляют собой управляемую коллекцию информации в совокупности с соответствующими сервисами. В данном контексте речь идет об электронных библиотеках , доступных из Интернет, реализация которых может быть осуществлена на любом компьютере. ЭБ включают библиографическую, реферативную или полнотекстовую оцифрованную информацию, электронную форму заказа на поиск или пересылку найденной информации (через традиционную или электронную почту, в большинстве случаев за плату), иногда ссылки на другие Интернет-ресурсы с полнотекстовой информацией или на издательства. Обслуживание пользователей происходит по аналогии с традиционными библиотеками, но одна из особенностей состоит в том, пользователь получает доступ не в здании библиотеке, а со своего компьютера. К другим особенностям можно отнести автоматизированный поиск и обработку информации, возможность обновления ресурсов, доступность 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году (формат 24х7х365), появление новых форм представления информации и пр.

Рассмотрим особенности формирования профессиональных сообществ в электронной среде на основе перечисленных Интернет-технологий. Эти коммуникативные технологии не столько заменяют другие средства профессиональной коммуникации научного сообщества, сколько укрепляют уже существующие (научные конференции, семинары, периодические журналы, сборники и пр.), дополняют друг друга (электронный каталог библиотеки с доступом из Интернет. Среди препятствий для эффективной коммуникации в Интернет-сообществе можно назвать следующие барьеры: психологические барьеры, определяемые как контрсуггестия - противовнушение , в которой выделяются такие виды защиты как избегание (лишней информации, дополнительной активности и пр.), действие авторитета (отказ в доверии неавторитетным по статусу, опыту и пр.); непонимание (реальное или мнимое - текста сообщения, особенностей электронной коммуникации и пр.). Возможно, взаимодополнение и сочетание формальных каналов и неформальных способов коммуникации может дать необходимую целостность в профессиональной коммуникации. Электронные коммуникации чаще всего не заменяют, а дополняют и укрепляют существующие коммуникации в организациях, поэтому следует добиваться их эффективности, которая определяется выбором тематики, регламента, технологий, ожидаемым результатом.

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: AcademiA, 2007.

2. Воробьева, Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Текст] / Н. А. Воробьева // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - март 2009, ART 1314 . - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm.

3. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / Н.А. Дука. - Омск : Полиграфический центр, 2004

4. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

5. Колянов А.Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bj.pu.ru/

6. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / В.С. Кукушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д. : МарТ, 2005.

7. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование. - 2002. - 6. - С.37-47

8. Минкина В.А. Информационная культура и способность к рефлексии / В.А. Минкина // Высшее образование в России. - 1995. - 4. - С. 27–36.

9. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007.

10. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность : практикум: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

11. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика. – СПб., 2006.

12. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / автор-сост. А. К. Быков. - М. : Сфера, 2006.

13. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : AcademiA, 2005.

14. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2006.

15. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / А. П. Панфилова. - М.: AcademiA, 2006.

16. Янкина Н. В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 120.