БУДДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
В тантрических практиках и учениях, как и в буддизме в целом, мы находим стратегические методы разрушения непросветленного «я», или эго. Толкование любого буддийского текста как способа укрепить эго сомнительно с самого начала, поскольку это не может быть сознательной целью ни одного буддийского текста или практики. Если кто-то объявляет, что эксплуататорское, эгоистичное «я» находит поддержку в целом направлении буддийских текстов, то необходимо объяснить столь радикальный отход от главных буддийских ценностей. Буддизм может сосуществовать с общественными условиями, в которых присутствует угнетение, но связь между буддизмом и общественным устройством следует исследовать в каждом конкретном случае. Если речь идет о буддийской Тантре, то йога союза дает женщинам и мужчинам средство совместно уничтожить свои относительные «я», или, говоря языком, Тантры, пережить пустоту и блаженство, что невозможно для закованного в броню, ограниченного или эгоистичного «я». Любое толкование буддийской Тантры, которое отрицает эту задачу тантрического союза, — извлечь тантристов из их монастырей и погрузить в интимные взаимоотношения — отрицает и радикальную идею воззрения Тантры, заключающуюся в том, что женщины и мужчины могут обрести освобождение вместе.
Составная часть тантрической методологии разрушения обычного «я» — замещение его божественным «я». В тантрическом союзе «я», подобно божеству, соединяется с партнером, который одновременно тоже воспринимается как божество. Испытать переживание божественности партнера — пробный камень тантрического воззрения. Невозможно обожествить себя, унижая, презирая или обезличивая другого человека, потому что партнеры отражают друг друга, как в зеркале. Один из атрибутов божества — обладание достойным супругом. Супруг по определению должен быть равным, и действительно, божеству не приличествует соединяться с кем-либо ниже божества. Таким образом, тантрический практикующий не может стать божеством без соответствующей супруги, которая тоже должна быть божеством. Невозможно успешно воссоздать себя как блаженное божество, сохраняя, а тем более укрепляя, высокомерный, презрительный взгляд. Напротив, взгляд божества полон нежности, ясности и
Утверждение, что тантристы-мужчины были безжалостными совратителями, равносильно обвинению всей буддийской традиции в том, что она служила главным образом орудием эксплуатации и угнетения. С этой точки зрения, буддийская Тантра служила орудием создания и укрепления мужских личностей как хищных, эгоистичных манипуляторов, действующих под влиянием своих необузданных корыстных побуждений, и представляла собой социальную силу, несущую унижение, презрение и страдание. Столь драматическое утверждение нельзя оставить без внимания, поскольку, будь оно верным, вся эта форма буддизма изменила бы вечным целям, лежащим в сердце этой традиции, а именно: облегчать страдание, служить освобождению и освобождать людей от уз иллюзорной разобщенности и замкнутости своего «я». Даже если принять во внимание прагматические уступки общественным, политическим и экономическим условиям, уровень искажения, вкравшийся в классическое воззрение Тантры, заслуживает не более чем просто упоминания, а вовсе не непосредственного и повсеместного признания историками буддизма.
Утверждение, что буддийская Тантра была целиком творением мужчин, тоже вызывает сомнения с другой точки зрения. Это утверждение отражает ту модель буддийской историографии, которую можно назвать моделью независимого бытия (свабхава), где буддизм представляется изолированным направлением, поддерживаемым лишь избранными мужчинами, обитателями монастырей. В этой преобладающей модели могут признавать существование «популярных практик» и «народных традиций», но не считают их составной частью собственно буддизма. Такой подход трактует буддизм как непроницаемый для влияний институт, отгородившийся от окружающей культуры, примесей других религий, популяризации народными практиками и искажения интересами женщин. Более предпочтительная модель, которую можно было бы назвать моделью взаимозависимого возникновения (пратитъясамутпада), рассматривает буддизм как динамичный поток, который постоянно обогащается откровениями различных людей. По этой модели, буддизм — это динамично меняющееся движение, которое питали различные истоки и поддерживали разные социальные группы и которое, благодаря такой открытости, нашло средства, позволившие ему не только отвечать потребностям разных людей, но и сохранять жизнеспособность в разнообразном культурном окружении.
Присутствие женщин и их учений, а также признание женской энергии и духовных способностей — отличительные черты тантрической системы. Если рассмотреть историческое положение Тантры, то приток женских элементов и откровений согласуется с открытостью этого движения для всех слоев общества и его способностью вбирать в себя символы, практики и откровения из новых областей. Монашеский буддизм способствовал тому, что большое внимание уделялось философской диалектике — элитарной дисциплине, занятиям которой лучше всего предаваться в монастырях, а те, кто ее практикует, склонны недооценивать другие аспекты жизни, отводя в деле обретения просветления слишком большую роль интеллекту и упуская из виду другие врожденные способности и потенциалы, заложенные в теле, чувствах и эмоциях. Тантра появилась как корректив этого неравновесия и как свидетельство того, что доступ к знанию дает не только ум. Страсть и наслаждение — это тоже первостепенные источники знания и силы. Тантра представляет собой приток в буддизм именно этих элементов и откровений, а духовное сотрудничество между мужчинами и женщинами — часть этого созвездия идеалов. Толчком к переменам могла послужить возникшая внутри буддизма необходимость расширить ресурсы его символики и социальную базу, но, возможно, перемены проникли в буддизм извне. Так или иначе, ясно, что откровения, полученные из традиций почитания богинь, шиваитских школ, различных социальных групп — танцовщиц, куртизанок, членов местных племен, неприкасаемых — и женщин, наводнили буддизм того времени и дали толчок для невиданного оживления, положившему начало длившемуся несколько веков блестящему периоду процветания и усиления влияния этого учения, его распространения в другие страны.