ВИДЕНИЕ БОЖЕСТВ И МАНДАЛ

Одна из главных целей практики буддийской Тантры — постичь изначальное совершенство мира, представляя его как не­бесный дворец (мандалу), а всех существ как божественных обитателей. Представляемые божества воплощают в себе эстети­ческие образы просветленных энергии и деятельности. Напри­мер, спасительница Тара, чей изумрудно-зеленый цвет напоми­нает о прохладе целебных лесов, сидит на своем лотосе спустив с него одну ногу, чтобы в любой миг суметь быстро вступить в действие. Этот будда женского рода олицетворяет качество освобождения, которое по-матерински защищает того, кто взывает к Таре, от всех духовных и мирских опасностей, а спокой­ная, радостная улыбка Тары приносит удовлетворение ума. Другой будда женского рода, кораллово-красная Вад-жрайогини, которая танцует в огненном кольце, олицетворяет просветленную мудрость как неукротимую ясность и свободу.

Из различных жизнеописаний, историй линий передач и собственных произведений женщин ясно, что женщины практи­ковали визуализацию божеств и мандал. То, что женщина за­нималась практикой визуализации, обычно письменно отмеча­ли только тогда, когда она обретала совершенство, а затем учила и передавала практику, особенно в том случае, если ее ученик впоследствии становился знаменит. Например, есть письмен­ные свидетельства того, что Кумудара (Kumudari) передавала методы визуализации Черного Бхайравы, гневного тантричес­кого будды, своему ученику Дампакору (Dam-pa-skor). Динакара достигла совершенства в визуализации Ваджрайогини и Херуки и могла вызвать перед глазами их образы, когда поже­лает. Домбийогини учила Дурджаячандру и других учеников визуализации Найратмии и Херуки. Шрисукха учила Пад-маваджру визуализации Гухьясамаджи.

Кроме того, женщины писали руководства-наставления о том, как представлять божеств мирных и гневных, мужских и женских, а также мандалы наиболее эзотерических будд в пар­ном союзе. Например, мирянки Яшодатта и Яшобхадра напи­сали руководства по визуализации Манджушри, бодхисаттвы мудрости. Ваджрадакини написала наставления по визуали­зации Вагишвары (Vagisvara), одной из форм Манджушри.60 Ваджравати (Vajravatl) создала практические руководства по созерцанию Питхешвари (Pithesvarl), разновидности Тары, в которой она предстает красного цвета, гневной и главенствует в мандале, состоящей из йогини, в священной стране Уддияна. Лакшминкара дала наставления по обезглавленной форме Ваджрайогини, а две ее ученицы, сестры Мекхала и Канакхала, были создательницами внутренней йоги, связанной с этой осо­бой формой будды женского рода. В некоторых случаях их наставления и нововведения составляют основу линий передач, которые сохранились до настоящего времени.

Эти совершенные женщины - не избранные единицы, которые штурмовали бастионы Тантры и взбирались на их высоты: ведь известные нам имена не составляют исчерпывающий список женщин-практиков. Каждый документированный пример отра­жает гораздо большее число серьезно практиковавших женщин, потому что на каждую женщину, достигшую вершины, прихо­дится множество тех, кто стремился к вершине, но не достиг ее, и тех, кто достиг, но остался незамеченным и невоспетым.