Предисловие

ПРАКТИКУМ

по курсу

«ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ»

 

Учебное пособие

для студентов специальностей

1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»

1-27 01 01 «Экономика и организация производства»

 

 

Могилев 2005


УДК 330.4:339.3

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

«Товароведение и организация торговли»

 

Протокол № 10 от «12» мая 2005 года

 

 

Рекомендовано к печати

Учебно-методическим Советом

по специальности 25 01 10

 

Протокол № 4 от «01» июня 2005 года

 

 

Рекомендовано к печати

Научно-методическим Советом МГУП

 

Протокол № 7 от «07» июля 2005 года

 

Составители: к.т.н., доцент С.Л. Масанский

ассистент О.В. Сидорова

 

Рецензенты: к.ф-м.н., доцент В.К. Лапковский

к.э.н., доцент Л.В. Наркевич

 

© УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие. 4

1 Модель общей задачи линейного программирования. 5

2 Транспортные задачи в моделировании. 16

3 Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование средствами MS Excel 22

4 Модели управления товарными запасами. 55

5 Системы массового обслуживания. 69

6 Модели сетевого планирования и управления. 82

7 Применение элементов теории игр при принятии управленческих решений. 99

8 Балансовые модели в экономике. 109

Литература. 117

Приложение А.. 118

Приложение Б.. 119

 


Предисловие

 

Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в настоящее время не отделимо от постоянного совершенствования экономических методов управления. В этой связи все большее внимание в теории экономического анализа и прогнозирования уделяется развитию экономико-математических методов и навыков экономико-математического моделирования. К несомненным достоинствам их применения можно отнести значительное увеличение возможностей исследования состояния и перспектив развития предприятия, расширение границ поиска новых решений и идей, которые найти другими средствами бывает достаточно трудно.

Математическое моделирование экономических процессов тесно связано с компьютеризацией экономической науки. Занятия по курсу «Экономико-математические методы и модели» предназначены для углубления теоретических знаний студентов по моделированию экономических процессов на микро- и макроуровнях, а также для приобретения практических навыков построения численных моделей, их реализации с применением ПЭВМ и анализа полученных результатов.

В данном практикуме изучены современные методы математического моделирования различных экономических процессов для целей планирования и управления в условиях развивающихся рыночных отношений. В практикуме приводится большое количество содержательных примеров, иллюстрирующих приемы математического моделирования конкретных экономических ситуаций с последующим экономико-математическим анализом полученных результатов.

В начале каждой работы практикума приводятся сведения по теории данной темы в объеме, необходимом для решения задач. Затем, как правило, следуют примеры решения типовых задач, инструкции по решению задач на ПЭВМ с использованием пакета MS Excel, после чего предлагается большой перечень задач по различным аспектам математического моделирования экономических процессов для самостоятельного решения. Числовые данные в задачах чаще всего носят условный характер.

Необходимость издания такого практикума вызвана отсутствием учебной литературы такого характера.

Внимание! Каждая выполненная работа должна заканчиваться оформлением письменного отчета, который содержит описание конкретного задания (описание математической модели), этапы его выполнения, результаты расчетов на ЭВМ, проведение дополнительных расчетов, составление необходимых таблиц и графиков, содержательный анализ полученных результатов.

Отчет о выполненной работе представляется преподавателю, ведущему занятия, и защищается студентом по требованию преподавателя. В случае неудовлетворительного выполнения работы или оформления отчета по ней студент обязан ее доработать с учетом всех замечаний преподавателя и представить доработанный отчет повторно.

Студент, не выполнивший все положенные работы по данной специальности, не допускается к зачету (экзамену) по данному курсу.