Два возможных типа попечительских органов в практике государственно-общественного управления школой

Субъектом попечительской деятельности в школе может стать организованность двух принципиально различных типов. Первый, наиболее распространившийся в российских школах сегодня тип — попечительский совет как орган самоуправления образовательного учреждения, внутришкольный орган. Он возникает на основе нор­мирования его деятельности уставом школы и специальным положе­нием о попечительском совете школы. Второй тип— это внешний субъект попечения о школе, специально созданная для целей попече­ния о школе социальная самоуправляемая организация граждан и (или) юридических лиц в организационно-правовой форме некоммер­ческой организации (общественного объединения), деятельность ко­торой регламентируется собственным уставом и внутренними пра­вовыми актами. Взаимоотношения такой попечительской организации со школой строятся как гражданско-правовые отношения двух юриди­ческих лиц на основе договора (договоров).

Видовое различие первого типа попечительств возникает по двум различным основаниям: способ формирования попечительского со­вета и сумма и качество полномочий попечительского совета по ус­таву школы. Способы формирования попечительского совета в шко­ле лежат на линии выбора между двумя крайне различающимися процедурами: назначение (приглашение) в состав попечителей лиц и организаций единолично директором школы или прямые обществен­ные выборы членов попечительского совета всеми участниками об­разовательного процесса и всеми участниками попечительской дея­тельности. Различение попечительских советов по качеству и количеству управленческих полномочий также лежит между двумя крайними состояниями: полное отсутствие функций управления, ре­комендательный характер решений или наличие функций управле­ния деятельностью привлечения внебюджетного финансирования, обязательный характер решений попечительского совета по вопро­сам своей компетенции, обязательный, включая директора школы, других участников образовательного процесса.

Второй тип попечительства своим существенным отличием име­ет тот факт, что сама попечительская деятельность как объект уп­равления и управление попечительской деятельностью выносятся за 14 пределы школы как учреждения и реализуются иным юридическим лицом — некоммерческой организацией. Управленческие полномо­чия здесь возникают не из процедуры их делегирования учредителем и директором школы, а имеют источником саму попечительскую орга­низацию в рамках, определенных действующим законодательством. Видовое различение попечительских организаций этого типа пол­ностью определяется набором возможных организационно-право­вых форм некоммерческих организаций (общественных объедине­ний), заданным федеральным законодательством. Именно выбор организационно-правовой формы определяет в дальнейшем содер­жание деятельности попечительской организации и возможные спо­собы и формы управления собственной деятельностью попечения о школе.

Многое в успехе попечительской деятельности определяется не ти­пом и видом формы попечительской организованности, а человечес­ким фактором, активностью участников, их деятельностными возмож­ностями. Но потенциальные возможности наиболее полного и эффективного использования человеческого фактора, возможности управления развитием активности и деятельностных возможностей участников все же сильно зависят от выбора типа попечительской организованности.

Тип внешней по отношению к школе попечительской организации имеет в числе своих преимуществ также прекрасные перспективные возможности для кооперации попечительской деятельности между школьными попечительствами, для ассоциирования попечителей и объе­динения в попечительской деятельности в масштабах межшкольных и в масштабе муниципальной системы образования, выделенных структур­ных блоков муниципальной системы образования (например, район в городе).

Особенностью реализации такой модели попечительства являет­ся тот очевидный факт, что гражданская попечительская инициати­ва и общественный характер управления деятельностью по привле­чению внебюджетных ресурсов и использованию их на нужды функционирования образовательного учреждения, развития образо­вания развертываются за пределами школы как учреждения. В са­мом образовательном учреждении органа государственно-обще­ственного управления деятельностью привлечения и использования внебюджетных средств не складывается. Тем более, что большин­ство родителей участвуют в попечительской деятельности своими добровольными денежными взносами и участвуют в выборных органах управления попечительской организации. Государственно-об­щественный характер управления так организованной попечительс­кой деятельностью реализуется через процедуры переговоров руко­водителя школы и руководящих органов общественного управления некоммерческой организации и через гражданско-правовые догово­ры школы и некоммерческой организации. Развитие содержатель­ной составляющей общественного участия в управлении теми или иными видами деятельности школы также осуществляется в форме развития содержания договорных отношений и взаимных обяза­тельств сторон по согласованию управленческих решений между школой и попечительской организацией. Именно в этой логике по­степенного расширения как объекта государственно-общественно­го управления, предмета совместной деятельности школы и попечительской организации осуществлялось развитие общественного участия в управлении деятельностью школы.

 

Задание 6.Проанализируйте опыт школы по работе Родительского комитета. Сформулируйте задачи Родительского комитета на основе программы развития школы и плана ее работы на текущий год.

Цель:знать роль и специфику Родительского комитета как формы участия общества в жизни общеобразовательных учреждений.

Рекомендации по выполнению задач:Родительские комитеты класса и школы – самая традиционная для российского образования форма участия общества в жизни образовательного учреждения, хотя возникли они в первое десятилетие ХХ века на волне общественных преобразований после первой русской революции. Роль родительских комитетов в управлении школой – активно содействовать успешному функционированию учебного заведения, помогать учащимся и учителям найти большее взаимопонимание. В настоящее время доля участия родителей в финансово-хозяйственной жизни школы увеличивается.

Найдите материал по теме на образовательных сайтах учреждений, а также в педагогических журналах и методических материалах.

Требования к отчету:оформление задач Родительского комитета школы.

Критерии оценки:

- содержательность и полнота представленного материала;

- четкость и культура оформления материала.

Формы и технологии учебной деятельности: задание выполняется студентами в группах.

 

Литература

 

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3226-1 «Об образовании»

2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» редакции 01.12.2010г.

  1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  2. Авво, Б. В.Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : Каро, 2005.

5. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007.

  1. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М.; Тверь : Научная книга, 2009.
  2. Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М.: Научная книга, 2009.

8. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика. – М., 2001.

9. Педагогика: семья - школа - общество: монография. / Под ред. О. И. Кирикова. - Воронеж : ВГПУ, 2007.

10. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни /
И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.