Два возможных типа попечительских органов в практике государственно-общественного управления школой
Субъектом попечительской деятельности в школе может стать организованность двух принципиально различных типов. Первый, наиболее распространившийся в российских школах сегодня тип — попечительский совет как орган самоуправления образовательного учреждения, внутришкольный орган. Он возникает на основе нормирования его деятельности уставом школы и специальным положением о попечительском совете школы. Второй тип— это внешний субъект попечения о школе, специально созданная для целей попечения о школе социальная самоуправляемая организация граждан и (или) юридических лиц в организационно-правовой форме некоммерческой организации (общественного объединения), деятельность которой регламентируется собственным уставом и внутренними правовыми актами. Взаимоотношения такой попечительской организации со школой строятся как гражданско-правовые отношения двух юридических лиц на основе договора (договоров).
Видовое различие первого типа попечительств возникает по двум различным основаниям: способ формирования попечительского совета и сумма и качество полномочий попечительского совета по уставу школы. Способы формирования попечительского совета в школе лежат на линии выбора между двумя крайне различающимися процедурами: назначение (приглашение) в состав попечителей лиц и организаций единолично директором школы или прямые общественные выборы членов попечительского совета всеми участниками образовательного процесса и всеми участниками попечительской деятельности. Различение попечительских советов по качеству и количеству управленческих полномочий также лежит между двумя крайними состояниями: полное отсутствие функций управления, рекомендательный характер решений или наличие функций управления деятельностью привлечения внебюджетного финансирования, обязательный характер решений попечительского совета по вопросам своей компетенции, обязательный, включая директора школы, других участников образовательного процесса.
Второй тип попечительства своим существенным отличием имеет тот факт, что сама попечительская деятельность как объект управления и управление попечительской деятельностью выносятся за 14 пределы школы как учреждения и реализуются иным юридическим лицом — некоммерческой организацией. Управленческие полномочия здесь возникают не из процедуры их делегирования учредителем и директором школы, а имеют источником саму попечительскую организацию в рамках, определенных действующим законодательством. Видовое различение попечительских организаций этого типа полностью определяется набором возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (общественных объединений), заданным федеральным законодательством. Именно выбор организационно-правовой формы определяет в дальнейшем содержание деятельности попечительской организации и возможные способы и формы управления собственной деятельностью попечения о школе.
Многое в успехе попечительской деятельности определяется не типом и видом формы попечительской организованности, а человеческим фактором, активностью участников, их деятельностными возможностями. Но потенциальные возможности наиболее полного и эффективного использования человеческого фактора, возможности управления развитием активности и деятельностных возможностей участников все же сильно зависят от выбора типа попечительской организованности.
Тип внешней по отношению к школе попечительской организации имеет в числе своих преимуществ также прекрасные перспективные возможности для кооперации попечительской деятельности между школьными попечительствами, для ассоциирования попечителей и объединения в попечительской деятельности в масштабах межшкольных и в масштабе муниципальной системы образования, выделенных структурных блоков муниципальной системы образования (например, район в городе).
Особенностью реализации такой модели попечительства является тот очевидный факт, что гражданская попечительская инициатива и общественный характер управления деятельностью по привлечению внебюджетных ресурсов и использованию их на нужды функционирования образовательного учреждения, развития образования развертываются за пределами школы как учреждения. В самом образовательном учреждении органа государственно-общественного управления деятельностью привлечения и использования внебюджетных средств не складывается. Тем более, что большинство родителей участвуют в попечительской деятельности своими добровольными денежными взносами и участвуют в выборных органах управления попечительской организации. Государственно-общественный характер управления так организованной попечительской деятельностью реализуется через процедуры переговоров руководителя школы и руководящих органов общественного управления некоммерческой организации и через гражданско-правовые договоры школы и некоммерческой организации. Развитие содержательной составляющей общественного участия в управлении теми или иными видами деятельности школы также осуществляется в форме развития содержания договорных отношений и взаимных обязательств сторон по согласованию управленческих решений между школой и попечительской организацией. Именно в этой логике постепенного расширения как объекта государственно-общественного управления, предмета совместной деятельности школы и попечительской организации осуществлялось развитие общественного участия в управлении деятельностью школы.
Задание 6.Проанализируйте опыт школы по работе Родительского комитета. Сформулируйте задачи Родительского комитета на основе программы развития школы и плана ее работы на текущий год.
Цель:знать роль и специфику Родительского комитета как формы участия общества в жизни общеобразовательных учреждений.
Рекомендации по выполнению задач:Родительские комитеты класса и школы – самая традиционная для российского образования форма участия общества в жизни образовательного учреждения, хотя возникли они в первое десятилетие ХХ века на волне общественных преобразований после первой русской революции. Роль родительских комитетов в управлении школой – активно содействовать успешному функционированию учебного заведения, помогать учащимся и учителям найти большее взаимопонимание. В настоящее время доля участия родителей в финансово-хозяйственной жизни школы увеличивается.
Найдите материал по теме на образовательных сайтах учреждений, а также в педагогических журналах и методических материалах.
Требования к отчету:оформление задач Родительского комитета школы.
Критерии оценки:
- содержательность и полнота представленного материала;
- четкость и культура оформления материала.
Формы и технологии учебной деятельности: задание выполняется студентами в группах.
Литература
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3226-1 «Об образовании»
2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» редакции 01.12.2010г.
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
- Авво, Б. В.Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : Каро, 2005.
5. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007.
- Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М.; Тверь : Научная книга, 2009.
- Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М.: Научная книга, 2009.
8. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика. – М., 2001.
9. Педагогика: семья - школа - общество: монография. / Под ред. О. И. Кирикова. - Воронеж : ВГПУ, 2007.
10. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни /
И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.