Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения

 

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов - классы компенсирующего обучения и классы выравнивания. В школьной практике имеют ме­сто и другие формы дифференцированного обучения: классы педа­гогической поддержки (первично создаются в среднем звене шко­лы), классы адаптации, здоровья и др.

Коррекционно-развивающее обучение в классах выравнивания и компенсирующих классах определяется нормативно-правовыми положениями Министерства образования РФ и строится на осно­ве организационно-педагогических и научно-методических положений Концепции коррекционно-развивающего обучения, разра­ботанной Институтом коррекционной педагогики, а также психо­лого-педагогических принципов развивающего обучения. В соот­ветствии с положениями Министерства образования классы вырав­нивания создаются для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, вни­мания, недостаточность темпа и подвижности психических процес­сов, повышенная истощаемость, несформированность произволь­ной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразо­вательных школах для детей, испытывающих затруднения в освое­нии общеобразовательных программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предуп­редить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразователь­ного учреждения.

В классы компенсирующего обучения принимаются дети груп­пы риска. К этой группе специалисты относят детей, которые по совокупности причин генетического, биологического и социаль­ного характера приходят в школу психически и физически ослаб­ленными, социально запущенными, с риском школьной и соци­альной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», зна­чительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптаци­онными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрас­положенными к патологическим реакциям на перегрузки, соци­ально-психологическим срывам.

Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в разви­тии, т.е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нару­шений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллекту­альном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познава­тельных интересов.

Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные педагогические усло­вия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физиче­ском и нервно-психическом здоровье. Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль, в связи с чем проводится специальная работа. Необходимым моментом органи­зации коррекционно-развивающего обучения в данных классах является динамическое наблюдение за продвижением каждого ре­бенка. Наблюдение проводится специалистами школьного психо­лого-педагогического консилиума. Результаты наблюдений обсуж­даются не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах.

При изучении школьников принимаются во внимание следую­щие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физиче­ского развития, особенности слуха и зрения; особенности развития двигательной сферы, координация движений; особенности работо­способности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресы-щаемость, количество ошибок к концу урока или при однообраз­ных видах деятельности).

2. Особенности и уровень познавательных процессов: особен­ности восприятия пространства и времени; особенности внима­ния, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любо­знательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотива­ции, уровень освоения учебной деятельности.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоциональ­но-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобла­дающее настроение; особенности самооценки, отношения со свер­стниками и взрослыми; поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмот­ренных программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; харак­тер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Научные основания коррекционно-развивающей деятельности в процессе образования и воспитания раскрываются к контексте складывающейся в настоящее время культурно-исторической, гу­манистической педагогики. Основная ценность образования - чело­век, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой. Еще Л.Н. Толстой писал, что вос­питание как умышленное формирование людей по известным об­разцам «не плодотворно, не законно и не возможно».

Теоретические предпосылки для образовательной коррекци­онно-развивающей практики созданы научной школой Л. С. Вы­готского.