Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков

 

В начале XVIII в. в Западной Европе в ряде государств появ­ляются законодательные акты о предупреждении и преодолении правонарушений среди несовершеннолетних, о создании учреж­дений по исправлению поведения детей и подростков, совершив­ших правонарушения или преступления. До этого времени откло­нение в поведении у детей рассматривалось как правонарушение «маленьких взрослых» и исправлялось с помощью полицейских мер и физического наказания (Е.А.Горшкова, Р.В.Овчарова). Одно из первых учреждений для заброшенных и порочных, но не пре­ступных детей было открыто во Флоренции (Италия) в середине XVIII в. Со временем подобные учреждения появляются в Велико­британии, Франции, Германии, Швейцарии и других странах.

В конце XVIII в. в Швейцарии вначале в Нейгофе, а затем в местечке Станц известным швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци было организовано «Учреждение для бедных», где были собраны крестьянские дети из бедных семей и дети-сироты. Соби­рая этих детей, Песталоцци полагал, что занятие физическим тру­дом в прядильных и ткацких мастерских, на ферме и параллельное обучение их письму и счету «научит их жить по-человечески» и спасет их от беспризорности и нищенства.

Во Франции в начале XIX в. была создана Меттрейская коло­ния (1839), при которой существовал «Дом отеческого исправле­ния», куда принимали детей с глубокой педагогической запущен­ностью, с которыми уже не могли справиться родители. Эти дети еще не совершили преступления, но были склонны его совершить. После коррекционной работы с данными детьми, куда входило умственное и физическое развитие, религиозное воспитание, они возвращались в семью, к своим родителям.

В конце XIX в. в департаменте Сена (куда входил и Париж) было открыто «Общество призрения», занимавшееся «нравственно брошенными» детьми, лишенными родительского присмотра (нищими бродяжками), потенциальными преступниками («арабами улицы»). Здесь их обследовали по состоянию здоровья, склоннотей и способностей. «Вполне испорченных» направляли в пени­тенциарные заведения, больных и неспособных - в госпиталь, а педагогически запущенных - в сиротские дома и благотворитель­ные учреждения.

Патронат (покровительство) детей и подростков во Франции возводился в ранг государственной политики и считался важным средством профилактики правонарушений несовершеннолетних. В начале XX в. в законодательном плане устанавливалось обще­ственное патронирование беспризорных детей (детей-подкидышей, нравственно заброшенных, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей).

В Англии в середине XIX в. был принят законодательный акт об исправительных школах, по которому создавались школы-при­юты, куда принимали детей по приговору суда (школа-реформа­торий) и школы-приюты для беспризорных детей (индустриальные школы). В это же время было создано общество «Союз исправле­ния и призрения», которое занималось помещением беспризорных детей в приюты. Здесь несовершеннолетние получали начальное образование, обучались ремеслу. После выхода из приюта «Союз» заботился о трудоустройстве молодых людей, что было важным фактором в предупреждении и преодолении девиаций в их пове­дении и профилактике правонарушений.

«Школьный союз оборванцев», созданный лордом Шефсбери, также заботился о малолетних бродяжках и подкидышах, давал им образование и обучал ремеслу. Покровительство (патронат) этих детей осуществлялось через благотворительную деятельность как государства, так и общества.

Во второй половине XIX в. в Англии наряду с образовательно-воспитательным комплексом-колонией для несовершеннолетних Степней-Хаус (1867) врачом Т.Д. Бернардо в Норфольке создается мореходная школа для трудных подростков, где средством про­филактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведе­ния подростков выступают морская дисциплина и серьезное обуче­ние морскому делу.

В Германии в качестве государственных учреждений для особо трудных детей, педагогически запущенных подростков и правонарушителей существовало учреждение закрытого типа Хагенау вЭльзасе, где находились дети от 8 до 14 лет и юноши от 14 до года. В то же время подростки-правонарушители представляли 1/3 всего контингента, а 2/3 составляли дети, принятые по просьбе родителей или отобранные у них, поскольку они были не в состоянии заниматься их воспитанием. В Хагенау так же, как и в других воспитательных учреждениях Европы, дети работали в мастерских на ферме, в саду. С ними велась и целенаправленная воспитательно-коррекционная работа. В начале XIX в. в Германии большой популярностью пользовалось учреждение «Суровый дом» (Рауще хаус), созданное писателем и общественным деятелем И. Г. Вихер, ном. Оно предназначалось для «брошенных» и «испорченных де­тей». Это учреждение «павильонного типа», т. е. в отдельных до­миках размещались небольшие группы детей (семья), руководство которыми осуществляли воспитатели. Учреждение отличалось строгим режимом и жесткой дисциплиной.

В г. Целендорфе размещался «Институт нравственно заброшен­ных детей Ам-Урбан», созданный еще в 1824 г. Здесь содержа­лись дети 6-16-летнего возраста. Они были разделены на группы (семьи) по 15 человек. В каждой группе - свой воспитатель. В основу коррекционно-профилактической работы в этом воспитатель­ном учреждении были положены принципы: труд, дающий профес­сиональную выучку и образование; воспитание привычки к пра­вильному гигиеническому образу жизни; воспитание чувства жиз­нерадостности; эстетическое воспитание.

Итак, система воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных учреждений для детей и подростков с откло­нениями в развитии и поведении зарождалась как система приютов для несовершеннолетних. Наиболее распространенными типами этих учреждений были детские колонии, поселения, школы-приюты, школы-реформатории, корабли-приюты, детские сообщества и т.д. В качестве ведущих средств предупреждения и коррекции отклоня­ющегося поведения выступали труд, спорт, ориентация на полу­чение образования и профессии. Наиболее употребимыми приема­ми воздействия на несовершеннолетних становились доверие, опо­ра на положительное в личности, использование интересных тра­диций, а также режим, дисциплина, порядок. В отдельных учреж­дениях процветала палочная дисциплина, унижение личности, кар­цер. В основе всей системы лежало религиозное воспитание.

Проводниками воспитательных идей и организаторами жизне­деятельности воспитанников выступали консультанты-воспитате­ли, социальные агенты, ревизоры. Круг их обязанностей был до­вольно широк: от выявления детей с отклонениями в развитии и поведении, подростков-прав о нарушителей до целенаправленного воспитательного воздействия, коррекции отношений и условии социальной среды несовершеннолетних.

Воспитательные дома как учреждения для воспитания подки­дышей и беспризорных младенцев в России появились еще при Петре I, но «государственными» учреждениями они стали считаться лишь при Екатерине II. В Москве такой воспитательный дом открылся при попечении И. И. Бецкого в 1763 г., затем они появились в Петербурге и других городах России. В них содержались дети в возрасте от 1до 14 лет, разделенные на возрастные группы. В начале XIX в. при Гатчинском сиротском воспитательном доме педовыми русскими педагогами П.С. Гурьевым, Е.О.Гугелем, А.Г. Ободовским была открыта школа для малолетних детей, находившихся на патронировании в семьях окрестных жителей, которые порой довольно жестоко с ними обращались. Авторы отмечали, что дети, до того времени грубые, дикие и неопрятные, быстро стали изменяться и с радостью начали посещать школу, но с горем и плачем возвращались из нее к тем людям, которые взяли их к себе единственно из-за денег.

Рост детской безнадзорности и беспризорности в первой поло­вине XIX в. в России вынудил правительство открыть детские приюты как благотворительные учреждения для призрения сирот и беспризорных детей, «оставляемых матерями, идущими на заработки». Руководителем и организатором первых детских приютов в России в системе государственных учреждений стал В. Ф. Одоев­ский. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (1839).

Надзор за детскими приютами осуществляли попечитель (или по­печительница), директор, почетный старшина (в функции которого входила забота о материальном обеспечении приюта), смотритель­ница и ее помощница (как правило, она же и педагог-воспитатель).

В России в воспитательно-исправительные заведения принима­лись не только малолетние преступники, но и бродяжки, сироты, нравственно заброшенные дети. Наряду с воспитательно-испра­вительными приютами в России функционировали и «предупре­дительные» (профилактические) учреждения, детские городки и площадки, «санатории-школы» и др.

Так, в начале XIX в. недалеко от Риги было открыто «Спаса­тельно-воспитательное учреждение», в которое принимались нищен­ствующие и заброшенные дети, которые еще не совершили право­нарушений. Здесь находилось 20-25 воспитанников, которые зани­мались земледелием, сапожным делом, учились в начальной школе.

В середине XIX в. были открыты воспитательные заведения для нравственно заброшенных детей в Нарве и Ревеле, Мариинский приют в Санкт-Петербурге. Во второй половине XIX в. в Москве при Симоновом монастыре открылась исправительная школа, ко­торую возглавил в 1870 г. молодой талантливый педагог Н. В. Рука­вишников, который сумел так поставить в ней воспитательно-кор-Рекционную работу, что приют стал называться рукавишниковским, а опыт его работы стал достоянием многих воспитательных Учреждений России. В 1886 г. появились «Правила» работы воспитательно-исправительных приютов, где в качестве главной задачи определялась организация нравственно-религиозного, умственного и профессионального обучения. Образование воспитанников осуществлялось по программе одноклассных народных училищ. В такие приюты помещались и педагогически запущенные подро­стки с целью коррекции их поведения и общего развития.

Земские воспитательные приюты для малолетних правонару, шителей и педагогически запущенных подростков были открыты в Тамбове и Ярославле. Эти учреждения были предупредительны­ми, в них корректировались недостатки в поведении педагогически запущенных детей. Воспитанники получали начальное образование и религиозное воспитание, обучались ремеслу и овладевали про­фессией. Согласно Уставу приюта, дети, вышедшие из него, в тече­ние трех лет находились под покровительством приюта, им оказы­валась помощь в устройстве на работу.

Особое место в системе коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками в России занимали детские площадки об­щества «Детский городок». Основной целью их деятельности была организация полезного времяпровождения детей городских окраин (Москвы, Санкт-Петербурга), коррекционно-профилактическая ра­бота с педагогически запущенными детьми и подростками.

В начале XX столетия в Москве стараниями В. П. Кащенко и С.Н.Крюкова была открыта «школа-санаторий» для трудных де­тей, исключенных из гимназий, кадетских корпусов, реальных учи­лищ за лень, отсутствие интереса, неспособность к учебе, нежелание ходить в школу. Дети занимались ручным трудом, хозяйственными работами, обучение имело целью приохотить детей к получению знаний, повысить общий уровень умственного развития. Это уни­кальное воспитательно-коррекционное учреждение оказывало ог­ромную помощь детям, «выпавшим» из нормальной жизни.

Таким образом, анализ опыта работы воспитательных приютов в России для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении, свидетельствует, что в России, так же как и в европей­ских государствах, сложилась система специальных воспитатель­ных учреждений для педагогически запущенных детей и подрост­ков-правонарушителей. В практике профилактической и коррек­ционно-реабилитационной работы закладываются основы управле­ния процессом предупреждения и преодоления недостатков в психи­ческом развитии и отклонений в поведении у детей и подростков.