ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике.
Изучает природу творчества и создает различные модели творческой деятельности наука эвристика. Согласно эвристике творческая деятельность чаще всего содержит следующие основные фазы:
1. Замысел, то есть первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра проблемы, наметки основной цели и этапов ей достижения.
2. Созревание идей, то есть процесс мысленного конструирования идеального образа результата творческой деятельности.
3. Озарение, то есть момент мгновенного решения творческой проблемы, зачастую неожиданного и логически не проистекающего из этапа созревания идей.
4. Практическое воплощение замысла.
5.Проверка,то есть экспериментальная или логическая оценка верности и новизны найденного решения.
Творчество является максимальным выражением личностного начала человека, поскольку в творческой деятельности человек опредмечивает себя в предметах творчества, то есть материализует в них состояния своей души и свой внутренний мир.
Основные термины
АТЕИЗМ – отрицание существования Бога.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА –единый духовный опыт взаимодействия личности, как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я».
ГЕДОНИЗМ –принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.
ДУША – внутренний мир человека.
ПСИХИКА –совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир.
РЕЛИГИЯ – мировоззрение и система культов, исходящие из существования высших человеку сил или сущностей.
СЧАСТЬЕ (понятие) –некий идеал жизни, которая характеризовалась бы полным благоприятствованием человеку во всех своих параметрах и обстоятельствах.
СЧАСТЬЕ (состояние) – высшее удовлетворение человека от своего бытия; телесно-духовное состояние, доставляющее ему радость, наслаждение или чувство блаженства по тому или иному поводу с той или иной длительностью во времени.
ТВОРЧЕСТВО –человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.
УТИЛИТАРИЗМ –принцип основания любой этической системы на критериях личной или общественной пользы.
ЭВДЕМОНИЗМ –принцип сочетаниядуховных и материальных факторов в мотивах к этическому совершенствованию.
ЭВРИСТИКА –наука о природе творчества.
Трудности
Здесь единственная даже не трудность, сколько опасность: ни в коем случае не обмолвиться, что гедонизм, эвдемонизм или утилитаризм – это учения о счастье. Такое постоянно случается. Контролируйте себя, иначе такой казус сразу же режет слух и провоцирует на придирчивое отношение ко всему остальному ответу. Потому что эти учения, хоть и раскрывают смысл счастья, как они его понимают, но сами эти учения – сугубо этические, и решают они по своим главным задачам этические проблемы этического. Со счастьем они разбираются лишь попутно общему пути к другой истине.
Термин \"глобальные проблемы\" появился в 60-х годах XX ст Сначала на Западе, впоследствии - на Востоке, в бывшем Советском Союзе Как тогда, так и теперь, среди ученых, философов не существовало единой, общественность льноприйнятои, универсальной мысли на природу и причины их возникновения, оценку и пути решения И по сей день существует расхождение относительно численности глобальных проблем Западные исследователи (в частности, пр едставникы \"Римского клуба\") считают, что современному человечеству грозит около сотни глобальных проблем Отечественные - насчитывают таких около трех десятков Гораздо более существенным является установление среди ни х приоритетных, которые необходимо решать в первую очередь, и как решать Речь идет о конкретных научных, технико-техналогични, материально-ресурсные пути, методы и средства их решения и затраты, м ае понести человечествти, які має понести людство.
Ученые едины в том, что глобальные проблемы грозят человеческому бытию Особенно резонансными являются экологические Поэтому состояние современной экологии является постоянным объектом размышлений мыслителей По мнению АПеччеи и МФРс сймерса, человек сам создал эти проблемы, \"в ней все начала и концы\" 1 Если человек не изменится, то ничто не убережет ее от судьбы динозавров Исследователи понимают, что глобальные проблемы-важнейшие Совокупность их может варьироваться, но острота их и жизненная значимость для общества и цивилизации громадныйвілізації величезна.
Когда в конце 60-х годов ХХ века термин «глобальные проблемы» впервые появился в научной литературе Запада, сразу же возникли и две крайние тенденции. Одна – сузить круг этих проблем до минимума, отнеся к ним только те, что касаются противоречий в системе «человек – природа»; вторая – включить в них бесконечное множество вопросов, в том числе и тех, что стоят лишь перед отдельными странами, либо некоторыми социальными группами населения. Более того, ни одна из существующих на сегодняшний день наук не может дать «достаточно строгое определение глобальным проблемам» (Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М.: Знание, 1994. С.113). Да и как быть иначе, если даже по поводу количества глобальных проблем на настоящий момент нет единства взглядов.
Сегодня на основании многих международных дискуссий и исследований можно сделать вывод о том, что глобальные проблемы составляют систему, связаны внутренней логикой и при всех различиях в содержании и формах проявлений обладают рядом общих черт и критериев.
Все они, во-первых, имеют планетарный, т.е. общемировой характер, глубоко затрагивая жизненные интересы не отдельных стран, регионов, континентов, а всего земного шара, не тех или иных классов либо социальных слоев, а всех народов; во-вторых, настоятельно требуют незамедлительных решений, экстренных действий и эффективных мер; в-третьих, предполагают необходимость для своего решения сопряженных и коллективных, планомерных и конструктивных усилий мирового сообщества.
Эти критерии дают нам возможность четко определить круг подлинно глобальных проблем современности:
- интерсоциальные проблемы: угроза ядерной катастрофы, отсталость бывших колоний;
- проблемы, возникшие на новой ступени взаимодействия человека с природой и сказывающиеся на жизнеобеспечении общества: охрана среды обитания и в широком смысле экологическая проблема; проблемы природных ресурсов – продовольственная, сырьевая, энергетическая; освоение космоса, широкое использование Мирового океана.
- проблемы, острота которых вызвана противоречиями во взаимоотношениях человека и общества: международный терроризм, состояние здравоохранения и образования, сохранения культуры, активизация демографического развития личности и обеспечения человеку достойного будущего.
Итальянский философ и общественный деятель А. Печчеи, с именем которого связано возникновение и первые 15 лет деятельности Римского клуба, так выразил суть глобальных проблем: она в том, что «люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив» (Печчеи А. Человечесие качества. – М.: Прогресс, 1985. С. 14).
модернизм | постмодернизм |
Скандальность | Конформизм |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчётливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством |
В социальной сфере постмодернизмсоответствует обществу потребления и масс-медиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления — главным образом материального — выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие «народ», поскольку последний все больше превращается в безликий «электорат», в аморфную массу «потребителей» и «клиентов». В еще большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократно, однако их социально-политическая и духовная роль в жизни общества стала почти незаметной.
Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. В наши дни писатель и художник, творец вообще, уступают место журналисту и эксперту.
Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда-то протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем. (яппи – зомби)
Главным стимулом для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами.
Мировоззрение постмодерного человека лишено достаточно прочной опоры, потому что все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Они как бы поражены неким внутренним безволием. Такую идеологию иногда называют софт-идеологией, т. е. мягкой и нежной.
Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средние века — религия, в эпоху модерна — сначала философия, а затем наука.
В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.
Постмодерное общество теряет интерес к целям — не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью
Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней — мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни.
Важную черту постмодерна составляет театрализация. Она также охватывает многие области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь
Отмеченные черты и особенности постмодернизма находят свое проявление и в духовной культуре — религии, науке, искусстве и философии.
Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство.
Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мышление», высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».
Эти и другие идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко (постструктуралисты в постмодернизме), итальянский философ Дж. Ваттимо (герменевтический вариант постмодернизма) и американский философ Р. Рорти (прагматистская версия в постмодернизме).
ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – неодолимое стремление человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – умение понимать и оценивать эстетические явления в жизни и в искусстве.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ –эстетический образец и цель стремлений, формирующий эстетическое мировоззрение и выступающий критерием оценки эстетических явлений.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – сложные и глубокие эстетические переживания, тесно связанные с интеллектом.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ –отражение окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.