Особенности влияния ЛЭП и электрифицированных железных дорог на сооружения связи.

 

ВЛИЯНИЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ   Электроэнергия может передаваться по ЛЭП переменного и постоянного токов (рис. 11.6). Напряжения ЛЭП переменного тока: 3,3; 6,6; 11; 35; 220; 500 и 1050 кВ. Напряжения ЛЭП постоянного тока: 400; 500; 600; 800; 1000 кВ. Разрабатываются ЛЭП на 1500 кВ. На ЛЭП переменного тока используют, как правило, трехфазный ток (рис. 11.7). Режимы работы: 1) симметричный с изолированной нейтралью (рис. 11.7, а) или с заземленной нейтралью (рис. 11.7, б); 2) несимметричный по схеме «два провода-земля» (рис. 11.7, в). Линии с изолированной нейтралью применяются при напряжениях не свыше 35 кВ. При больших напряжениях, исходя из техники безопасности, нейтрали обязательно заземляются.    
Рис. 11.6. Линия электропередачи переменного тока Рис. 11.7. Режим работы ЛЭП: а - симметричный с изолированной нейтралью; б - то же, с заземленной нейтралью; в - несимметричный; «два провода - земля».  

Влияния, оказываемые ЛЭП на линии связи, могут быть электрическими и магнитными. В зависимости от режима работы ЛЭП преобладает то или иное влияние. Симметричные системы обладают высоким потенциалом и создают большие электрические воздействия ( ). Несимметричные системы (с заземленной фазой) в аварийном режиме имеют большой уравнительный ток и являются источником сильных магнитных воздействий ( ). Заземленные ЛЭП оказывают гальваническое влияние.

Отметим, что линии связи находятся под влиянием ЛЭП как переменного тока, так и постоянного. Первые влияют в основном на частоте 50 Гц и на высших гармониках (главным образом в тональном диапазоне частот). Влияние вторых обусловлено наличием пульсирующих составляющих при выпрямлении тока преимущественно ртутными выпрямителями. Влияние гармонических составляющих распространяется на диапазон порядка 30 кГц и ухудшает качество трехканальных ВЧ систем передачи.

Сравнивая агрессивное воздействие ЛЭП переменного и постоянного токов на ЛС, можно отметить, что первые действуют гораздо сильнее, чем вторые, и требуют относа линий связи на значительное расстояние. По диапазону частот наиболее вредное воздействие оказывают ЛЭП постоянного тока (табл. 11.1).

 

Таблица 11.1

Показатель Ток
переменный постоянный
Частота, кГц 0,05…3 0…30
Сила влияния, усл. ед.
Относ трассы, км 0,1
Характер влияния Опасное Опасное, мешающее

 

При рассмотрении влияний на цепи связи различают нормальный, вынужденный и аварийный режимы работы высоковольтных линий.

Под нормальным понимается такой режим, при котором линия работает постоянно. Вынужденный режим - это тот, при котором линия вынуждена работать определенный промежуток времени в режиме, отличающемся от нормального. Аварийный режим возникает при нарушении нормальной работы высоковольтной линии, например при обрыве и заземлении провода одной из фаз трехфазной линии с заземленной нейтралью. При заземлении одной из фаз линии с изолированной нейтралью возникает неуравновешенное напряжение, равное 1,103 линейного напряжения

Влияющий ток, замыкающийся на каждой паре проводов высоковольтной линии, принято называть током прямой последовательности, а замыкающийся в цепи «провод—земля» - током нулевой последовательности. Наибольшее влияние на ЛС оказывают токи нулевой последовательности.

 

11.1.5. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

Контактные сети магистральных и пригородных электрифицированных железных дорог, трамвая, троллейбуса (рис. 11.8) также оказывают влияние на линии связи. Напряжения в контактных сетях постоянного тока: трамваи и троллейбусы - 0,6 кВ, пригородная эл. ж. д. - 3,3 кВ. Напряжения в сетях переменного тока магистральных эл. ж. д. 25 кВ.

Электрифицированный транспорт представляет собой однопроводную несимметричную систему с использованием земли (рельсов) в качестве обратного провода, в которой протекает сильный неуравновешенный ток и возникает сильное магнитное влияние ( ). Ток в контактных сетях эл. ж. д. может достигать нескольких сотен ампер.

Электрифицированный транспорт является источником и опасного, и мешающего влияний на ЛС. Наряду с магнитным существует гальваническое влияние.

Электрифицированные железные дороги переменного тока влияют в основном на частоте 50 Гц и в диапазоне тональных частот; эл. ж. д. постоянного тока за счет высших гармонических составляющих при выпрямлении тока действуют как в тональном, так и в высокочастотном диапазоне (до 30 кГц).

Сравнивая агрессивное воздействие на ЛС линий электропередачи и эл. ж. д., можно установить (табл. 11.2), что эл. ж. д., как однопроводная система, оказывает существенно более сильное и длительное влияние, чем ЛЭП.

 

Таблица 11.2

Показатель ЛЭП Эл. ж. д.
Трасса Неизвестна Известна
Длительность действия Кратковременно Длительное
Схема влияния Симметричная Несимметричная
Сила влияния (условная единица) 10-20

 

Рис. 11.8. Электрифицированная железная дорога.

 

Однако протяженность ЛЭП по стране значительно больше, и, кроме того, при новом строительстве часто неизвестно, где пройдет трасса этих линий, поэтому существенно сложнее обеспечить должную защиту от них.

Таблица 11.3

Параметр Грунт
слабый чернозем глина суглинок известняк песок Гранит
Удельная проводимость, См/м 0,2 0,1 0,05 0,02 0,01 0,001
Критические расстояния, м 200/300 260/3100 350/560 480/830 600/1200 /3800

 

Примечание. В числителе указано значение для эл ж. д., а в знаменателе - для ЛЭП.

В табл. 11.3 приведены допустимые критические расстояния, м (средние значения), сближения кабеля связи (МКСБ-4х4) с ЛЭП и эл. ж. д. Из таблицы видно, что чем хуже грунт, т. е. меньше его удельная проводимость, тем дальше надо относить трассу кабеля от ЛЭП и эл. ж. д.