Вопрос 37. Топливное хозяйство котельной, работающей на твердом топливе

Топливное хозяйство промышленных и отопительных котельных при сжигании твердого топлива наиболее сложное и дорогое. Оно состоит из системы устройств и сооружений, предназначенных для разгрузки, приема, хранения, предварительной подготовки и подачи топлива в бункера котельных агрегатов. Основным требованием, предъявляемым к оборудованию топливного хозяйства, является его надежность и обеспечение необходимого расхода топлива.

Твердое топливо доставляют в котельную или непосредственно из разрабатываемых месторождений или из базисных складов. Если базисные склады расположены на расстоянии не далее чем 50 км от котельной, то при последних организуют расходные или резервные склады топлива.

Расходные склады рассчитывают на хранение топлива не более чем на двухнедельный запас, а резервные – на хранение топлива до месячного запаса. Резервные склады топлива выполняют открытыми, расходные же склады (в зависимости от их месторасположения) могут выполняться как открытыми, так и закрытыми. Емкость закрытых расходных складов предусматривают в пределах 1÷5 суточного расхода.

Твердое топливо, доставляемое на склады, размещают в штабелях, размеры которых не ограничиваются. При складировании топлив, подверженных самовозгоранию (бурый уголь, фрезерный торф), его обязательно послойно укатывают и уплотняют. Запас топлива на складе освежают не реже двух раз в год.

Твердое топливо на площадки котельных доставляют автосамосвалами или по железнодорожным путям. При расположении базисных складов на расстоянии от котельных до 8 км более выгодно использовать автотранспорт.

Топливо, доставляемое самосвалами, подают на нулевую отметку складов, и затем штабелируют автотракторопогрузчиками или бульдозерами. Рисунок

Автосамосвалы разгружаются на угольной площадке 1. Уголь штабелируют и подают со склада после взвешивания на автомобильных весах 2; по пандусу 3 в приемный бункер 4 котельной 5 автопогрузчиками 6 с емкостью ковша 1 м3. золу и шлак, удаляемый из котельной, хранят в бункере 8.

Хранение топлива на складе связано с потерями, которые разделяют на механические и химические. Первые вызываются распыливанием топлива, выносом с атмосферными осадками и увлажнением; вторые возникают в результате выветривания топлива и озоления его вследствие саморазогревания и самовозгорания. При правильном хранении потери топлива меньше 1%. Самовозгоранию и саморазогреванию подвержены все виды твердого топлива, кроме углей с малым выходом летучих газов и антрацита. Поэтому необходимо контролировать температуру внутри штабеля, чтобы она не превышала 60°С. Необходим также обмен запасов топлива с этой целью.

Первичная обработка топлива в малых котельных осуществляется в пристройке к основному зданию, а в котельных средней и большой мощности она обычно располагается в отдельно стоящей дробильной установке, входит в систему топливоподачи. Рисунок

Топливо со склада конвейером 1 подается в верхнюю часть дробильного помещения, где установлен электромагнитный отделитель металла 2. При сходе с конвейера топливо проходит через щепоуловитель 3, а затем поступает на транспортер 4, который распределяется по приемным бункерам 5 дробильной установки. Из бункера топливо питателем 6 подается на громот 7, где происходит отсев мелких фракций, не требующих дробления, которые по обводному рукаву 9, минуя дробилки 8, направляются в бункер дробленого топлива 10, расположенный под дробилкой. Более крупные куски топлива, оставшиеся на громоте, поступают в дробилку 8, из которой они в раздробленном виде попадают в тот же бункер 10, а из него конвейером 11 подаются в бункера котлов.

Дробилки применяют двух видов: молотовые – для дробления угля, сланцев и фрезерного торфа и валновые – для дробления угля и сланцев.

Молотовые дробилки представляют собой камеру, где вращается горизонтальный ротор, состоящий из вала, на котором расположены ступицы с ширнирно-укрепленными стальными или чугунными билами. Топливо, поступающее в дробилку, раздрабливается ударами быстро движущихся бил. Начальный размер кусков топлива, поступающего в дробилку, не превышает 250÷300 мм, минимальный размер кусков, выходящих из дробилки, должен быть доведен до 10÷25 мм.

Молотовые дробилки хорошо работают на сухом топливе с малым содержанием серного колчедана. При дроблении влажного топлива происходит замазывание дробилки и снижение ее производительности. При дроблении топлива с большим содержанием серного колчедана происходит усиленный износ бил.

Валновые дробилки выполняются в виде двух параллельно расположенных горизонтальных валнов с зубчатой поверхностью вращающихся встречно со скоростью 2÷6 об/с. Топливо раздавливается при попадании между валнами. Кратность дробления невелика и не превышает 5, поэтому их применяют в основном для дробления топлива, содержащего очень крупные куски.

Валновые дробилки отличаются скоростным ходом и малой чувствительностью к попаданию в них металлических предметов.