Дискуссия о предмете социальной психологии в России.

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа дискуссии о предмете социальной психологии: 20-е гг. и конец 50-х - начало 60-х гг.

В первые годы Советской власти сама жизнь выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. Кроме того, идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических оснований.

Г.И. Челпанов, защищая позиции идеалистической психологии, утверждал, что психологию следует делить на социальную и собственно психологию, причём социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой.

Эта позиция многими критиковалась.

В.А. Артемов считал, что, поскольку, будучи интерпретирована с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной, нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива.

К.Н. Корнилов предлагал сохранение единства психологии путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. Конкретно это означало, что коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.

П.П. Блонский поставил вопрос о необходимости анализа социальной среды при характеристике психики человека. Для него «социальность» рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снималось.

В.М. Бехтерев выступал с предложением создать особую науку – рефлексологию. Определенную отрасль ее он предложил использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал «коллективной рефлексологией» и считал, что ее предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодолением субъективистской социальной психологии. Это преодоление он видел в том, что все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов.

М.А. Рейснер предлагал построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий. Но, поскольку сама психология должна строиться на учении об условных рефлексах, в социально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условных рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных – с системой производственных отношений. В конечном счете, социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов.

Тот факт, что социальная психология развивалась на Западе в рамках немарксистской традиции, привело к отождествлению её с буржуазными порядками, и в конечном итоге – к длительному перерыву в развитии социальной психологии в СССР. Однако социально-психологические исследования отчасти продолжались в рамках других наук.

Л.С. Выготский в рамках своей концепции формирования ВПФ придавал ведущее значение усваиванию общественного опыта. При этом он считал, что предмет социальной психологии – психика отдельного человека, а коллективной – личная психология в условиях коллективного проявления.

В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии и вообще о ее судьбе в советском обществе. Этому способствовало два обстоятельства. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение экономических, социальных и политических проблем требовало более пристального анализа их психологической стороны. Во-вторых, произошли изменения и в общей духовной атмосфере общества. Некоторое смягчение идеологического пресса и начавшаяся «оттепель» позволили снять клеймо «буржуазности» с социальной психологии. Немаловажно и то, что установились контакты с зарубежной наукой, и это обусловило знакомство ученых с ситуацией в области мировой социальной психологии.

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода:

— преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики»

— видит главным предметом исследования социальной психологии личность

— синтез двух предыдущих

Б.Д. Парыгин считал, что социальная психологи должна изучать:

1) социальную психологию личности;

2) социальную психологию общностей и общения;

3) социальные отношения;

4) формы духовной деятельности.

В 1962 г. в Ленинградском университете открылась первая в стране лаборатория социальной психологии, а в 1968 г. – кафедра с таким же названием (в МГУ такая кафедра была создана в 1972 г.).

Более далеким отзвуком этой ситуации явилось и то, что в перечне профессий, по которым ВАК СССР присваивала ученые степени кандидата и доктора наук, социальная психология оставалась в рубрике "психологические специальности", получив номер 19.00.05. Много позже (в 1987 г.) и внутри социологии появилась специальность 19.00.05.