Вопрос 25. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.
В условиях информатизации общества первоочередной задачей для библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. Это выводит на первый план такие задачи как: накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов различных форматах; ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию; расширение информационного пространства библиотеки; автоматизация библиотечных процессов; расширение спектра библиотечных услуг и предоставления доступа к электронным ресурсам; внедрение автоматизированных информационно библиотечных систем; накопление и организация электронных ресурсов; создание собственных цифровых ресурсов; создание сайтов/электронных библиотек; использование технологий для продвижения книги и чтения; формирование информационной грамотности(обучение с помощью технологий). Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем(АИБС)и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в том числе и создание таких продуктов, как: электр-ые каталоги, элек-ые картотеки, библиографические указ-ли лит-ры, списки новых поступлений итд. Корпоративные элек-ые каталоги.Электронный каталог- машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени, предоставляемый в распоряжение читателей. Э.К. обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным пользователям. Трактовка понятия Э.К.-это библиографическая БД, отвечающая признакам каталога. Э.К,-это библиотечная автоматизированная система или ее подсистема.Э.К.-это онлайновый каталог. Особенности Э.К. -малый обьем свернутой формализированной информации о документах; специфические средства организации поиска(ББК, УДК, файлы авторитетных рубрик итд.); постоянная актуализация инф-ии. Задачи Э.К.-обеспечение библиографического доступа к документу; отражение состава и содержание библиотечного фонда; учет библиотечного фонда. Э.К. Характеризуют-1.Более широкие функциональтные возможности; не нужно создавать систему библиотечных каталогов, потому что есть возможность автоматического формирования различных типов каталогов(АК, СК);ЭК оперативно отражает новые поступления в БФ при минимальных затратах ручного труда ;ЭК не обязан ограничиваться отражение фонда одной библиотеки;- Э.К. может быть различными по территориальному охвату(местным, региональным, национальными, всемирными); 2.Более широкие поисковые возможности: оперативное отражение новых поступлений при минимальных затратах ручного труда; многоаспектовое отражение фондов биб-к, так как есть возможность обеспечить поиск информации по классификационным индексам, предметным рубрикам итд; 3. Дружественный интерфейс ЭК повышает доступность информации для всех членов общества в любое время из любого места; диалоговый характер взаимодействия пользователя с каталогом; результаты поиска выводятся в удобном пользователю виде (списком. Карточками итд.).Поиск в ЭК возможен по любому элементу Б.О.или его части(по инвентарым номерам, по странам, языкам, сериям). Электронная доставка документов –одна из наиболее стремительно развивающихся информационных услуг. ЭДД превращается в один из важнейших способов библиотечно-информационного обеспечения, развивая деят-ть сигнальной инф-ии и поиска в базах данных и вытесняя традиционный межбиблиотечный абонемент( МБА,) что особенно актуально для удаленных пользователей. Основные технолог-ие эапы ЭДД следующие 1) получение заказа на копирование2)обработка заказа3)изготовление копий или их поиск в электронных хранилещах.4) доставка копий заказчику5)расчет и выписка счета6)хранение копий. Виртуальная справка- это онлайновая справочная служба библиотеки, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей. Цель сделать поиск информации комфортным и эффективным. При поиске используется весь справочно-поисковый аппарат библиотеки: традиционные каталоги, картотеки, электронный каталог, правовые БД. Электронные информационные продукты: база данных, презентация, электронный журнал,электронная газета, мультимедийная запись. База данных-это совокупность относящихся к определенной области знания взаимосвязанных данных представленных в определенном формате на машинном носителе. БД-важная и наиболее перспективная составляющая информационных ресурсов современного общества. Один из цифровых продуктов является сайт- электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Электр-ая почта-технология и предоставляемые ею услуги по пересылке в получению электронных сообщений по распределенной компьютерной сети. Недостатки эл. Почты-спам, теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма, возможные задержки доставки сообщения. Видеоконференция- область информац-ой тех-ии обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Видеоконференция-это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Электронная библиотечная система-это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, обьединенных по тематическим и целевым признакам. Снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск док-в и работу сними и соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО(федер.госуд.образов. стандарта высшего проф.образования)и иных нормативных правовых актов.