Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.

Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, знаний и умений. Содержанием библиотечной профессии является выполнение комплекса разнообразных библиотечно-библиографических процессов. Имея своим основным содержанием общение с читателями, библиотечная деятельность включает и многообразные технологические процессы и операции, связанные с работой с документным фондом библиотеки, ее информационно-поисковыми системами и т.п.

три уровня библиотечного профессионализма:

1.Неквалифицированные библиотекари, не имеющие библиотечного образования и выполняющие вспомогательные процессы и операции;

2.Библиотекари средней квалификации, выполняющие комплекс операций на регламентированном (стандартизированном) уровне;

3.Библиотекари высшей квалификации, умеющие самостоятельно принимать управленческие и методические решения.

Многофункциональность библиотечной деятельности ведет к многообразию библиотечных специальностей (библиотечные менеджеры, специалисты, методисты, комплектаторы, каталогизаторы, сотрудники отдела обслуживания и т.д.).

В основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечными кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования, повышения квалификации и переподготовки библиотекарей. Непрерывное образование должно сопутствовать библиотекаря на протяжении всей его трудовой деятельности (профессиональное обучение и самообразование).

Начальным этапом является профориентация; профотбор; Среднее библиотечное образование;Высшее библ образование. Аспирантура является главной формой подготовки научно-педагогических кадров. подготовку по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» ведут: Московский, СПб, Казанский и Краснодарский университеты культуры и искусств,

Повышение квалификации имеет целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными обязанностями. Переподготовка преследует цель освоения новых профессиональных знаний при переходе на другую должность, на другой участок библиотечной работы, в связи с внедрением новых автоматизированных библиотечных технологий и т.п. Система должна быть построена таким образом, чтобы каждый библиотекарь через определенный временной промежуток (3-5 лет) имел возможность повысить свою квалификацию на курсах, семинарах, путем практики или стажировки. На базе крупнейших библиотек работают Высшие библиотечные курсы для сотрудников, имеющих высшее, но не библиотечное образование. В настоящее время эти курсы расширяют диапазон своей деятельности, организуя повышение квалификации и переподготовку для других категорий библиотекарей. Наиболее известные из них: «Школа Рудомино» Москва Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования (Новосибирск)