Маркетинговые исследования в области гостиничного бизнеса

Определение Это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных маркетингом сервисных услуг
Это комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом гостиничных услуг
Исполнители специалисты разных областей знаний Нейтральные организации
Деловые фирмы или их агентства для решения проблем
Обязательные аспекты маркетинговых исследований Для того чтобы быть эффективными, маркетинговые исследования должны носить систематический, а не случайный или несвязанный характер
Это не одноразовое мероприятие, они включают совокупность действий и процессов: сбор данных, запись и анализ
Данные могут поступать из различных источников: от самого отеля, непредвиденных организаций или специалистов-исследователей, работающих в маркетинговом отделе (группе) гостиницы
Маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует информации для содействия принятию решений
Принципы научного подхода при осуществлении маркетинговых исследований Объективность – исследования проводятся без каких либо смешений и учитывают все факторы. Заключения и точка зрения не формируются до тех пор, пока не будут отобраны и проанализированы все данные
Точность относится к применению инструментов исследования, которые тщательно разрабатываются и используются. Каждый элемент исследования, например отбор выборок, структура вопросников, выбор и обучение спрашивающих лиц, обработка ответов, должен тщательно планироваться и выполняться. Это связано с комплексным характером исследования
Факторы, влияющие на размер и стоимость маркетинговых исследований Объем требуемой информации
Степень формализации исследований (неформальные обсуждения или структурированные опросы)
Объемы новых данных, которые должны быть собраны
Сложности анализа (простые или статистические тексты)
Стадии процесса маркетингового исследования 1. Определение проблемы
2. Анализ вторичной информации – таких факторов, которые доступны, хотя и требуют над собой определенных усилий. Ее источники: 1. Внутренняя отчетность предприятия 2. Публикации исследовательских организаций 3. Научные журнала и журналы по туризму 4. Сведения из энциклопедий и справочников 5. Правительственные статистические издания
3. Получение первичной информации - таких факторов, которых нет в свободном доступе, и которая требует значительной инициативы и усилий со стороны исследователя. Подходы для сбора: 1. Опрос людей (метод опроса): очень полезен для гостиницы метод семантического дифференциала 2. Наблюдение за людьми (метод наблюдения)
4. Анализ данных
5. Рекомендации
6. Использование полученных результатов исследования
Основные направления маркетингового исследования в гостиничном бизнесе а) Оценка собственных ресурсов или сбор данных о хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность отеляхарактеризуется такими количественными показателями: 1) абсолютные и относительные объемы продажи за прошлый, текущий и ожидаемый период 2) описание гостиничных услуг 3) издержки и прибыль 4) стоимость рабочей силы, сырья 5) кадры, организация работы и управленческая структура
б) Анализ конкурентной борьбы представляет собой: 1) определение групп клиентов (приносящих прибыль), обслуживают которых конкуренты 2) определение преимуществ вашей гостиницы перед конкурентами 3) определение слабых сторон маркетинговой стратегии, проводимой коммерческим отделом
в) Исследование самого рынка. В ходе рыночных исследований определяют: 1) размеры рынка, его главные тенденции и сезонные факторы 2) потенциальные объемы продаж, вводимых на рынок или находящихся на нем услуг Состав клиентов (гостей) – половозрастной, региональный, социальный, по уровню доходов 4) мотивы и установки потенциальных клиентов, которые можно использовать при планировании ассортимента предлагаемых услуг, видов сервиса
Термин маркетинг-микс (mix – соотношение элементов) Это категория используется в условиях быстро меняющихся рыночных ситуаций (это главная черта современного рынка), где превалируют долгосрочные маркетинговые решения, требующих капитальных затрат на маркетинг, а эффект может быть получен через продолжительное время
Используется для указания на объединение нескольких показателей, которые должны удовлетворять нужды различных сегментов рынка
Три составляющие маркетинг-микс по работе известного американского маркетолога Маккарти «Основы маркетинга» Клиент
Контролируемые факторы: товар, цена, продвижение, рынок
Неконтролируемые факторы: экономическое, социальное и культурное развитие, политическая ситуация Потенциальная прибыльность конкретных факторов маркетинга гостиницы и их соответствие рынку оценивается маркетинговыми исследованиями
Маркетинг-микс гостиничного бизнеса Это структура расходов на маркетинговую целевую стратегию для освоения рынка конкретной услуги гостиничного хозяйства, охватывающих определенные сегменты потребителей
Это комплекс средств, с помощью которых субъект рынка (гостиница, отель, мотель, кемпинг и т.д.) воздействует на целевой рынок
Цель решений, составляющих стратегию маркетинг-микс гостиничного комплекса Воздействовать на потребительский спрос гостиничных услуг
Средства маркетинг-микс гостиничного комплекса Ассортимент и качество данных услуг, цены, система их реализации и т.д.
Совокупность элементов стратегии маркетинг-микс гостиничного комплекса (основные), воздействующие на целевой рынок Исследование рынка гостиничных услуг
Стратегия гостиничного сервиса
Набор сервисных услуг гостиничного хозяйства
Цена гостиничной услуги реклама, товарная марка гостиничных услуг
Система стимулирования сбыта гостиничных услуг
Планы и расчеты уровней продажи гостиничных услуг
Материально-техническое обеспечение гостиничного хозяйства
Учет, расчеты издержек прибыли гостиничного сервиса
Политика оплаты труда
Отношение к конкурентам, имидж фирмы
Кадры
Факторы макроокружения Общественно-политическое устройство и право
Уровень и структура народного хозяйства
Культура, образование, обычаи
Уровень научно-технического прогресса в обществе
Экономические и социальные условия
Демографические факторы
Факторы микроокружения Уровень конкуренции с предприятиями гостиничного сервиса
Конъюнктура рынка гостиничных услуг
Структура конкретного рынка и требования покупателей номерного фонда
Реклама фирм-конкурентов
др.
Концепция маркетинг-микс гостиничного сервиса В обязательном порядке предполагает расчеты стоимости всего набора средств выхода на рынок гостиничных услуг, его формирования и поддержания на оптимальном уровне (позволяющем получить запланированную прибыль)
Отдельные элементы маркетинг-микс Товар – услуга, сервис: -Сервис номерного фонда -Банкетные залы, рестораны, стоянка -Работа обслуживающего персонала -Развлекательные программы -Услуги секретарей и т.д.
Распространение: Путь покупателя к товару Каналы распределения: -Прямые (почта, телефонные звонки, факсовая связь) -Косвенные (туристические агентства (турагенты), туристические операторы (туроператоры) и независимые гостиничные агенты) Отделы бронирования Системы франчайзинга Коммерческий представитель
Продвижение: Реклама PR
Стимулирование – коммуникация:  
Цена: -Стоимость номера -Цена в барах -Стоимость ресторанных услуг Гибкая ценовая политика, чтобы удовлетворить пожелания представителей разных сегментов рынка Ценовая политика зависит от периодов с разным уровнем заселяемости отеля: - Подъем (высокие, имеют тенденцию роста) - Спад (минимальные цены) - Межсезонье (цены колеблются)