ПРЕДИСЛОВИЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения (B0З) "здоровье - состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровье на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 20-25% - состоянием окружающей среды, на 10-15% - медицинским обеспечением, и на 50-55% условиями и образом жизни человека. Как следствие, формирование установки на здоровый образ жизни (ЗОЖ) лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения, центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры движения, культуры питания и культуры эмоций.

Двигательная активность во многом обуславливает физическое развитие человека. А его показатели - состояние здоровья населения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля здоровья людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Три группы основных факторов определяют направленность и степень физического развития:

1) эндогенные (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Также определяющим и системообразующим в здоровом образе жизни является питание, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость.

Кроме того, укреплению здоровья способствуют положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.).

Наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении двигательного режима и питания, в реальности их используют лишь 10%-15% населения. Возможно, это связано с тем, что здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Учебное пособие «Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института» содержит методики определения состояния индивидуального здоровья и его резервов, тем самым, поможет тем людям, которые желают вести и соблюдают здоровый образ жизни. Комплекс методик поможет контролировать правильность соблюдения ЗОЖ.