УЭ 2.1 Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики
Содержание учебного элемента: Сущность педагогической деятельности. Характеристики и уровни педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Педагогические способности. Самодиагностика педагогических способностей в профессиональной деятельности. Творчество в профессиональной деятельности педагога: диагностика творческих способностей.
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, овладение мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК -1);
- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК – 7);
- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ОПК-1);
-овладение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
- сущность педагогической деятельности;
-характеристики и уровни педагогической деятельности;
-виды и структуру педагогической деятельности;
-профессионально-значимые качества личности педагога;
уметь:
-определять стиль педагогической деятельности;
-развивать и совершенствовать профессионально-значимые качества личности;
-осуществлять самодиагностику педагогических способностей;
владеть:
- методами самодиагностики педагогических способностей, в том числе и творческих.
Тезисы ЛЕКЦИИ «Педагогическая деятельность: сущность и ценностные характеристики».
Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая. Объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек – человек». В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
• организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
• коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
• перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
• экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
• профессиональная работоспособность;
• физическое и психическое здоровье.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — вид деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:
- Мотивация.
- Педагогические цели и задачи.
- Предмет педагогической деятельности.
- Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
- Продукт и результат педагогической деятельности.
Выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
1. В целеполагающую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся), информационная функции. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
2. В организационно-структурную группу входят следующие функции: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая.
• Конструктивная функция обеспечивает:
а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
• Организаторская функция реализуется через организацию:
а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
б) различных видов деятельности учащихся;
в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
• Коммуникативная функция предполагает:
а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
• Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
А. И. Щербаков выделяет исследовательскую функцию, реализация которой требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей. Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.
Структура профессионального самосознания учителя включает:
• "актуальное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время;
return false">ссылка скрыта• "ретроспективное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы;
• "идеальное Я" - то, каким хотел бы быть или стать учитель;
• "рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.