Объяснительная записка

Настоящая программа предназначена для студентов юридического факультета Брянского государственного университета и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основной целью курса является повышение языковой компетенции студентов, что предполагает владение нормами русского литературного языка, а также умение оптимально использовать языковые средства в различных ситуациях устного и письменного общения. Программа составлена с учетом профессиональных требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции, что обусловило прагматическую направленность основных задач курса:

1) повышение уровня владения нормами русского литературного языка;

2) предупреждение, обнаружение и исправление речевых ошибок, которые возможны в речевой практике студентов;

3) создание устных и письменных текстов, отвечающих требованиям оптимальной коммуникации в различных ситуациях;

4) развитие коммуникативных способностей личности, умения взаимодействовать с партнером по общению с учетом прагматических параметров коммуникации;

5) повышение общей гуманитарной культуры; формирование социально активной, всесторонне развитой личности, способной ориентироваться в современной действительности.

В связи с этим студент должен обладать рядом коммуникативных умений:

1) умением быстро и правильно ориентироваться в ситуации общения; представлять себе основные цели, задачи коммуникации, что собой представляет партнер по общению;

2) умением эффективно реализовать свои коммуникативные намерения, целенаправленно воздействовать на собеседника;

3) обладать элементарными умениями и навыками устной деловой речи: вести деловую беседу, готовить и проводить деловые собрания, совещания; выступать на собраниях с отчетами, докладами, критическими замечаниями, предложениями и т.д.;

4) владеть основными жанрами письменной речи, значимыми в профессиональной деятельности юриста, в том числе языком и стилем деловых документов;

5) владеть стилями русского литературного языка, выявлять особенности использования разноуровневых языковых единиц в текстах разной функциональной направленности, определять стилеобразующие категории текста.

В соответствии с целями и задачами курса в структуре программы выделяются четыре взаимосвязанные раздела: “Русский язык и его формы”, “Нормы русского литературного языка”, “Стили русского литературного языка”, “Устное публичное выступление”, которые создают интегрированную сущность курса. Такая ориентация обеспечивает обращение к различным разделам лингвистики и другим наукам: курсу современного русского литературного языка, функциональной стилистике, практической стилистике, культуре речи и риторике. Органическая связь стилистики, риторики и культуры речи обеспечивает особое место ортологии при преподавании данной учебной дисциплины.

На курс “Русский язык и культура речи” учебным планом отводится 34 часа практических занятий в течение одного семестра. Особое внимание при изучении курса уделяется самостоятельной работе студентов.

Изучение курса “Русский язык и культура речи” основано на тесной взаимосвязи теории и практики, что предполагает изучение студентами основных базовых понятий русского языка, стилистики и культуры речи: русский язык и его формы, русский литературный язык как высшая форма существования национального языка и его признаки, нормы русского литературного языка; учение о функциональных стилях, стилевые и языковые признаки коммуникативных разновидностей литературного языка, основные жанры устной и письменной речи. Опираясь на фонетический, лексический и грамматический материал, курс углубляет знания студентов, раскрывает богатства русского литературного языка, его способность выражать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Курс русского языка и культуры речи носит ярко выраженный практический характер, что предполагает формирование коммуникативных умений и навыков студентов, способствует повышению культуры устной и письменной речи. Исходя из этой цели, студенты готовят устные сообщения, пишут рефераты по дополнительной литературе курса, выполняют упражнения, лабораторные работы, анализируют тексты различных стилей и жанров, решают коммуникативные задачи, продуцируют всевозможные высказывания с целью совершенствования языковой компетенции.

В процессе освоения курса студенты учатся пользоваться выразительными средствами и стилистическим возможностями русского литературного языка, выбирать лексические и грамматические синонимы, вариантные формы в зависимости от целей и задач коммуникации, условий общения и стиля речи, анализировать языковые особенности текстов различной функционально-жанровой направленности.