Интеграционные процессы в Латинской Америке.

В Латинской Америке наиболее динамичной интеграционной группировкой является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного ВВП Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: ВВП на душу населения в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.

Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как: отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока; введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала. Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.

В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана организационная структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов. В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.

МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.

Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц. Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.

В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». В 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств Западного полушария Б. Клинтон подтверждает готовность США создать панамериканскую ЗСТ уже к 2005 г. Бурные дебаты показали большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и нетарифных преград, но и ограничение субсидий, либерализация движения капитала, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности, унификация законодательств и процедур урегулирования споров. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с НАФТА. Такой вариант в большей мере гарантирует соблюдение принципа паритета (равенства) интересов при объединении столь разных экономик. Кроме того, страны Южной Америки настаивают на отмене субсидирования аграрной продукции со стороны США.

Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ, по-английски - Caribbean Community and Common Market, CARICOM) года представляет собой интеграционный блок, созданный в соответствии с договором, подписанным Барбадосом, Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго) 4 июля 1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли.

В последующем к договору примкнули другие англоязычные страны Карибского бассейна - это Антигуа и Барбуда, Белиз, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия. Багамские о-ва. принадлежат к политической части организации - Карибскому Сообществу и не входят в экономический союз - Общий Рынок. В 1995 г. четырнадцатым членом организации и первой неанглоязычной страной в ней стал Суринам.

Новое сообщество было создано для "координирования экономической и политической деятельности карибских стран". В задачи организации также входила совместная торговая и промышленная политика и программы технической и финансовой помощи ее отстающим членам.

В рамках сообщества предусматривается развитие экономического сотрудничества стран-членов, осуществляется координация внешней политики; налажено сотрудничество в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, наука и техника, налогообложение. В рамках общего рынка предусмотрены следующие мероприятия: введение общего внешнего тарифа; проведение единой протекционистской политики; усиление координации внешнеторговой политики; согласование программы налоговых стимулов для промышленности и другие мероприятия.

Полноправными членами Карибского сообщества и общего рынка по состоянию на 2005 год являлись 15 государств:

Одним из способов повышения конкурентоспособности КАРИКОМ стало расширение экономического блока этой организации и создание на его основе Ассоциации Карибских Государств (Association of Caribbean States, ACS), которая включила в себя 25 государств Карибского бассейна и Центральной Америки, среди которых помимо членов КАРИКОМ государства, входящие в Группу Трех, шесть центрально-американских государств, Доминиканская Республика и Куба. Таким образом, страны Латинской Америки пытаются найти пути для стабильного экономического развития, создания более широкой зоны свободной торговли.

В то же время, в самом Карибском сообществе дела не всегда обстоят гладко. Так, 29 февраля 2004 года членство Гаити - одного из полноправных членов КАРИКОМ - в организации было приостановлено по политическим мотивам. Однако в начале июня 2006 года членство страны в сообществе и участие в общем рынке было восстановлено. В июле 1999 года членом КАРИКОМ снова стала Ангилья, которая уже являлась участницей сообщества в 1974-1980 годах как часть другой страны - Сант-Кристофор-Невис-Ангилья.

В 2005 году с просьбой о членстве в Карибском сообществе обратилась Доминиканская Республика, однако этот вопрос пока не решен, по политическим и экономическим мотивам.

Структура Карибского сообщества выглядит следующим образом:

Высшим органом КАРИКОМ является Конференция глав правительств, проводящаяся обычно раз в год. Она утверждает основные принципы и направления деятельности сообщества, улаживает конфликты между его членами, заключает от имени сообщества международные договоры. Решения принимаются единогласно. Государства-члены имеют право вето. Бюро Конференции руководит организацией между сессиями и контролирует созданные в 1992 г. силы быстрого реагирования.

Совет министров КАРИКОМ является вторым по значимости органом сообщества, отвечающим за развитие политического, экономического и финансового сотрудничества. В его структуре действуют 4 совета министров (по торговле и экономическому развитию, иностранным делам, гуманитарному и социальному развитию, финансам и планированию) и 13 постоянных отраслевых комитетов.

Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый Генеральным секретарем, имеет 5 департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению конференций и совещаний секретариат осуществляет контроль за реализацией принятых решений, проводит исследование по проблемам интеграции, выполняет поручения органов сообщества. Место пребывания Секретариата - Джорджтаун (Гайана).

В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты: Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет, Вест-Индская судоходная компания, Ассамблея парламентариев Карибского сообщества и Карибский суд.

Несмотря на экономическую интеграцию экономики стран-членов КАРИКОМ продолжают испытывать существенные трудности. Уровень безработицы и внешний долг на фоне растущего ВВП этих стран не только не уменьшились, но и возросли. К тому же создание мощных региональных интеграционных объединений таких как НАФТА или ЕС только уменьшили конкурентные возможности стран КАРИКОМ на мировом рынке.

Экономический рост, наблюдавшийся в 90-х годах, стал возможен благодаря проведению крупных реформ, коснувшихся в первую очередь либерализации торговли и инвестиций. Процессы интеграции, включая заключение соглашений о свободной торговле и образование таможенных союзов начали приносить дивиденды. Однако большинство государств региона, за исключением нескольких, оказались неспособны восстановить свой экономический уровень, имевшийся до 80-х годов, и в целом за последние 30 лет в регионе наблюдался лишь скромный экономический рост.

Основу экспорта по-прежнему составляют в основном потребительские товары и сырье, особенно нефть и нефтепродукты, минеральные полезные ископаемые, продукция сельского и лесного хозяйства. В этом отношении традиционная уязвимость региона и его внешняя зависимость еще более возросли в связи с неустойчивым характером экономической деятельности, обусловленным нестабильностью рынков и ограниченностью природных ресурсов. Во многих странах импорт продолжает расти быстрее, чем экспорт.

Уровень неравенства в регионе является самым высоким в мире, продолжая расти во всех субрегионах. В регионе в целом минимальный размер заработной платы в 1998 году был в среднем на 28 процентов ниже, чем в 1980 году. Ограниченная возможность создания рабочих мест, связанная с особенностями экономики региона, и тот факт, что в результате увеличения спроса на рабочую силу в наибольшей степени выигрывают люди с высшим образованием, являются возможными причинами продолжающейся концентрации доходов, хотя основные причины этого явления все еще обсуждаются.