Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства

Международное разделение труда (МРТ) — система взаимосвзей, в основе которой специализация стран на производстве опреде­ленных товаров и услуг и обмене результатами трудовой деятельно­сти; является историческим и объективным фундаментом мировой торговли.

Выражаясь по-другому, международное разделение труда - спо­соб организации производства, при котором каждая страна специали­зируется на производстве какого-либо одного или нескольких продук­тов или полуфабриката.

Международное разделение труда — объективная основа между­народного обмена товарами и услугами, технологиями и знаниями, база, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира независимо от их экономичес­кой развитости и положения в мировой экономике.

Сущность международного разделения труда проявляется в един­стве двух процессов — расчленения процесса производства и последу­ющего его объединения. В специализации различных видов трудовой деятельности в отдельных странах и в дальнейшем их взаимодействие и взаимодополнении — основное содержание международного разде­ления труда.

Международное разделение труда является средством экономим затрат общественного труда, служит основой рационализации миро­вых и национальных производительных сил, обеспечивает формиро­вание оптимальных международных воспроизводственных пропорций, на отраслевом и территориально-страновом уровне.

Исторически и логически МРТ — элемент общей системы обще­ственного разделения труда, прямое продолжение его развития внут­ри отдельных стран. В свою очередь, международное разделение труда активно воздействует на развитие производительных сил и производ­ственных отношений, оказывает существенное воздействие на внут­ринациональные формы разделения труда.

В мировом хозяйстве выделяют три типа разделения труда.

1. Общее — по сферам производства и отраслям народного хозяй­ства (отраслевая специализация). Отсюда вытекает ранее сложившее-

ся в мировом хозяйстве традиционное деление экспортеров на индус­триальных, сырьевых, аграрных и т.п.

2.Частное - базирующееся на производстве отдельных видов конечной продукции и услуг (предметная специализация).

3.Единичное; в его основе — специализация производителей на изготовлении отдельных деталей, узлов, компонентов конечной про­дукции (ноузловая и подетальная специализация) и на отдельных ста­диях (в их взаимосвязи) технологического процесса (технологическая специализация).

С прогрессом производства частное и единичное разделение тру­да в значительной степени переплетаются и дополняют друг друга, ста­новятся все более многообразными и дробными. С другой стороны, на основе производства отдельных узлов и деталей нередко возника­ют предпосылки производства новых видов продукции и даже «отпоч­кования» от сложившихся уже отраслей новых производств.

Основным побудительным мотивом участия в МРТ для стран ми­рового сообщества является получение экономических выгод. В самом общем виде эти выгоды состоят в следующем: на мировой рынок посту­пают те товары, услуги, технологии и т.п. данной страны, национальные издержки производства которых ниже мировых, а ввозятся те результа­ты производства, национальные издержки на которые выше мировых.

В последнее время в мире произошли масштабные экономические, политические и социальные изменения, которые оказали существен­ное воздействие на мировое хозяйство в целом и международное раз­деление труда в частности.

Процесс разделения труда бесконечен, но конкретные формы его проявления имеют свои исторические рамки, со временем могут изме­няться, утрачивать или наращивать внутренние импульсы своего раз­вития. Речь не идет, конечно, о полном исчезновении старых форм раз­деления труда. Они могут сохраняться, но утрачивают свою доминиру­ющую роль (подобно тому, как элементы мануфактурного разделения труда продолжали существовать и после утверждения машинного про­изводства).

Под международной специализацией понимается такая форма разделения труда между странами, когда отрасли, подотрасли, отдель­ные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей. Классифицируя различные виды международной спе­циализации производства, можно выделить прежде всего межотрас­левую и внутриотраслевую специализацию

Международная специализация в свою очередь разделяется на две группы.

1.Специализация по отраслям народного хозяйства: промышлен­ность, сельское хозяйство, транспорт и др.

2.Специализация по отраслям промышленности и сельского хо­зяйства: добывающая промышленность, обрабатывающая промышлен­ность, топливно-энергетические отрасли, металлургия, машинострое­ние, химия и т.д., растениеводство, продовольственные культуры, жи­вотноводство.

Межотраслевая специализация предполагает сосредоточение в отдельных странах определенных отраслей производства при отсут­ствии целого ряда других отраслей. Раньше международная специали­зация развивалась почти исключительно как межотраслевая, примером чего является специализация, многих стран Азии, Африки и Латинской Америки на производстве минерального и сельскохозяйственного сы­рья, а также некоторых видов продовольствия, т.е. в области добыва-

ющей промышленности и сельского хозяйства. Такой вид междуна­родной специализации связан с недостаточным развитием производи­тельных сил во многих странах, поэтому их место в международном разделении труда определялось наличием тех или иных природных ре­сурсов — минерального или сельскохозяйственного сырья, возможно­стью выращивания определенных продовольственных культур.

Межотраслевая специализация становится характерной и для развитых стран, особенно относительно небольших по размеру терри­тории и величине населения. Хотя их специализация отчасти также связана с географической средой и природными условиями, она более прогрессивна и характеризуется производством промышленных про­дуктов и полуфабрикатов. Например, Норвегия в довоенный период специализировалась на производстве алюминия, Бельгия — чугуна и стали, Финляндия — лесоматериалов и продукции деревообработки и т.д., Голландия и Дания — на сельскохозяйственной продукции, глав­ным образом на мясо-молочной.

Показатели степени вовлеченности отдельных отраслей произ­водства в международную специализацию могут быть определены дву­мя путями. Во-первых, путем вычисления степени участия данной от­расли в международной специализации по сравнению с другими от­раслями национальной экономики. Этот показатель может быть рассчитан на основе сопоставления экспортных квот (отношение экс­порта к объему производства) отдельных отраслей.

Во-вторых, путем выявления роли отрасли данной страны в ми­ровом экспорте соответствующей продукции. В этом случае коэффи­циент относительной экспортной специализации (Коэс) может быть определен как отношение удельного веса товара (совокупности това­ров отрасли) в экспорте страны к удельному весу товара (товаров-ана­логов) в мировом экспорте:

Удельный вес товара в экспорте страны

Удельный вес товара в мировом экспорте

Естественно, что чем выше, тем большую роль играет страна в мировом экспорте, производя конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Нельзя рассматривать роль от­дельных стран в международной специализации как постоянную. Под

влиянием успехов в развитии технологии производства и улучшая: качества изделий в других странах данная страна может быть вытесана с занимаемых позиций.

Для экономики страны существенное значение имеет набор отраслей, в которых она специализируется в мировом хозяйстве. Более эффективной для страны является специализация в передовых отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых более высоко оценивается и менее подвержена конъюнктурным колебаниям.

С начала научно-технической революции развивается новый в специализации, соответствующий следующему этапу в международном разделении труда, — внутриотраслевая специализация. Она сли­зана с отраслями, основанными не столько на использовании естествен­ных ресурсов, сколько на результатах научно-технической деятельно­сти, и охватывает преимущественно промышленно развитые страны» хотя ТНК втягивают эту специализацию и развивающиеся страны.

Развитые страны, как крупные, так и малые, имеют более или менее одинаковую отраслевую структуру производства, если под от­раслями понимать достаточно крупные подразделения производства. В тих условиях. Углубление международной специализации идет по линии внутриотраслевой специализации и является необходимым ус­ловием развития новейших отраслей в условиях научно-технического прогресса. При этом возможность страны занять определенное место в международной специализации путем выпуска новейшей продукции определяется уровнем затрат на отраслевые НИОКР. Быстрый рост затрат в новых отраслях связан также с усилением конкурентной борь­бы между странами, имеющими сходную отраслевую структуру, осо­бенно в электронике, авиаракетостроении, других отраслях машино­строения, а также химии, где наблюдается высокий темп роста затрат на НИОКР.

Одним из направлений внутриотраслевой специализации являет­ся предметная специализация, заключающаяся в сосредоточении вы­пуска определенных видов продукции данной отрасли в той или иной стране. В частности, существует специализация крупных фирм США, Великобритании, ФРГ, Японии, а следовательно, и самих этих стран, на производстве некоторых видов оборудования, синтетических мате­риалов и т.д. В ряде отраслей складывается международная специали­зация на производстве изделий определенных типоразмеров. Так, трак­торостроение в США специализируется на производстве наиболее moi.ii,-ных колесных и гусеничных тракторов, в Англии — колесных тракторов средней мощности, а в ФРГ — таких же тракторов малой мощности. Специализация имеет место и в автомобильной промышленно­сти, которая в значительной степени работает на экспорт. Западноев­ропейские страны специализировались в основном на мало- и микро­литражных автомобилях, которые вывозили даже в США, являющие­ся одним из крупнейших производителей автомобилей в мире. Ныне положение крупнейшего экспортера автомобилей завоевала Япония.

Более тесные связи между производителями разных стран воз­никают на базе подетальной специализации, представляющей собой сосредоточение на заводах отдельной страны выпуска комплектующих изделий, узлов или деталей, не имеющих самостоятельного примене­ния, а использующихся в качестве частей конечного продукта. Такого рода международная специализация получила развитие при производ­стве продукции массовых видов — автомобилей, тракторов, радио- и телеаппаратуры и др. — и часто распространяется на выпуск двигателей, электрооборудования, коробок передач, насосов, подшипников, различ­ных приборов и т.д.

Получает развитие, хотя еще и не очень значительное в междуна­родных масштабах, технологическая специализация, заключающаяся в выполнении на предприятиях определенных видов работ. К этому виду специализации может быть отнесено изготовление не только на внутренний, но и на внешний рынок поковок, литья, штамповок, заго­товок и т.п.

Следует отметить, что подетальная и технологическая специали­зация носит, как правило, внутриотраслевой характер. Но иногда фир­мы специализируются на производстве некоторых деталей или полу­продуктов, получающих межотраслевое применение. В этом смысле подетальная и технологическая специализация может иметь форму межотраслевой специализации.

Развитие международной специализации сопровождается разви­тием международной кооперации. Когда речь идет о межотраслевой и предметной внутриотраслевой специализации, то, как правило, про­дуцент в состоянии самостоятельно организовать процесс изготовле­ния продукции и реализовать ее на рынке, в том числе мировом. Если же специализация принимает характер подетальной и технологиче­ской, неизбежно установление прямого контакта между производите­лями деталей, узлов или полупродуктов (в химической промышлен­ности) с их потребителями — производителями готовой продукции. Очень часто детали будущей готовой продукции предназначены для конкретных моделей автомобилей, самолетов, электронной продукции и т.д. Поэтому кооперация предполагает сознательное сотрудничество различных фирм в производстве готовой продукции.

К важнейшим особенностям международной кооперации произ­водства относятся:

-и согласование участниками в договорном порядке или путем внутрифирменного регулирования условий совместной деятельности как на предварительной стадии, так и в процессе выпуска изделий на основе кооперации;

- участие в качестве непосредственных субъектов производствен­ного кооперирования промышленных предприятий (фирм) разных стран;

-и распределение между участниками кооперации в рамках согла­сованной программы заданий по выпуску деталей, узлов и готовой продукции; при этом возможен выпуск готового изделия на одном предприятии-кооперанте, которому остальные поставляют детали и узлы, или на двух-трех предприятиях. В таком случае между этими пред­приятиями возможны встречные поставки деталей и узлов гото­вого изделия;

-в экономические отношения между предприятиями-кооперантами строятся на основе не обычных договоров купли-продажи, а долго­срочных контрактов, в которых устанавливается порядок определения объемов поставки кооперируемой продукции, цен на нее и т.д. Важ­ным элементом договоров является обеспечение ритмичности поста­вок, установление санкций за нарушение их сроков.

Кооперирование между фирмами разных стран развивается не только в сфере производства, но и в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок, проектирования и сооружения объектов, в сфере сбыта, оказания услуг и др.

По формам организации прежде всего необходимо выделить под­рядное кооперирование, которое предполагает, что одна из сторон со­глашения дает другой или другим участникам-заказ на выполнение определенной работы на основе обусловленных требований, включая объемы и сроки поставок, их качество и т.д. Например, такие крупные американские и западноевропейские автомобильные концерны, как «Форд», «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Рено», «Фиат» закупают 40—45% комплектующих изделий и материалов у фирм-субпоставщи­ков. Закупки у субпоставщиков японских концернов «Тойота» и «Ниссан» достигают 60—65% стоимости автомобиля.

Подрядное кооперирование может охватывать сотрудничество не только в производстве уже известного продукта, но и подряд на проек­тирование и создание нового продукта. К подрядному кооперирова­нию могут быть отнесены и реализация готовой продукции торговы­ми фирмами по контракту с фирмой-производителем, техническое обслуживание и др.

Другая форма организации кооперирования — совместное про­изводство, когда две-три или более фирмы на основе соглашения со­вместно выпускают готовую продукцию, осуществляя между собой специализацию на выполнении отдельных видов работ. Авиационные фирмы Великобритании, Франции, ФРГ, а также Испании коопери­руются в производстве пассажирского самолета «Аэробус», а также ряда военных самолетов. Совместное производство может включать в себя сотрудничество фирм, начиная с создания нового продукта, его изготовления и кончая совместной его реализацией.

В ряде случаев сотрудничество фирм в организации совместного производства продукта получает более глубокий характер, и они со­здают совместное предприятие (joint venture). Оно является самосто­ятельной компанией для совместного осуществления какого-либо про­екта. Фирмы — учредители совместного предприятия на паритетных началах вкладывают в его создание или финансовые ресурсы (капита­лы), или новую технологию, или производственные мощности. Как правило, совместное предприятие создается для осуществления одно­го проекта. Для сотрудничества по многим проектам фирмы-кооперанты могут создавать партнерства (товарищества).

Формой производственного кооперирования является и договор-пая специализация, которая предполагает разграничение программ участников соглашения. Такие соглашения обычно направлены не только на устранение дублирования производства, что, естественно, устраняет конкуренцию между участниками на рынках соответству­ющих товаров, но и предполагает сотрудничество в производстве дру­гой продукции, взаимные или односторонние субподрядные постав­ки, совместные научные исследования и разработки.

Межфирменные кооперационные соглашения могут включать сотрудничество в обучении персонала и налаживании производства; лицензионные соглашения; субконтракты на производство, сборку и последующую закупку продукции; контракты на управление и мар­кетинг; сотрудничество в геологоразведке и научных исследованиях.

Стратегическим альянсом (стратегическим партнерством) обыч­но называется межфирменное кооперационное соглашение, которое помимо других областей сотрудничества включает совместное произ­водство товаров и услуг, обычно в виде принадлежащего участникам альянса совместного предприятия.

Значение соглашений о специализации и кооперировании про­изводства состоит в том, что они, ограничивая конкуренцию между отдельными предприятиями, позволяют им использовать выгоды круп­носерийного специализированного производства.

Другой международной формой специализации и кооперирова­ния между предприятиями разных стран является развитие ТНК. Вполне естественно, что между предприятиями, расположенными в разных странах, но принадлежащими одной компании, развиваются специализация и кооперирование. Ввиду того что эти предприятия уп­равляются из одного центра, отношения между ними более стабиль­ные, а связи — более глубокие. Но даже в пределах одной транснацио­нальной компании международная специализация предприятий таит в себе некоторые элементы неустойчивости: возможны перебои с по­ставкой деталей в связи с забастовками и т.д. Поэтому ТНК часто со­здают на своих предприятиях в разных странах дублирующие произ­водства.

Тем пе менее процессы углубления международной специализа­ции и кооперирования развиваются в основных отраслях промышлен­ности и особенно в отраслях машиностроения, что объясняется кон­структивными, качественными и технологическими особенностями вы­пускаемой в этих отраслях продукции. В силу указанных особенностей здесь возможна организация массового специализированного произ­водства отдельных деталей, узлов, агрегатов и готовых изделий на де­сятках, сотнях и большем количестве взаимосвязанных между собой предприятий различных стран мира.

Факторами эффективного развития международной специализа­ции и кооперации производства в рамках транснациональных воспро­изводственных комплексов (ТВК) являются:

и технологический прогресс, позволяющий углублять расчленение производственного процесса в обрабатывающей промышленности;

и развитие транспортных систем ТВК, позволяющее снижать транспортные издержки;

■развитие управленческих технологий, позволяющее оператив­но и эффективно контролировать деятельность географически удален­ных друг от друга производственных единиц ТВК;

■развитие информационных технологий, которое дает возмож­ность максимально упростить и удешевить передачу больших объемов информации и таким образом не только контролировать территори­ально разъединенные производственные цепочки, но и оперативно при­спосабливать производство к требованиям конкретного рынка. Считая последнее обстоятельство особенно важным, эксперты ЮНКТАД (Кон­ференции ООН по торговле и развитию) полагают, что революция в области информационных технологий позволяет транснациональным корпорациям выйти за рамки «эффекта масштаба» и воспользоваться «эффектом простора действий». Иными словами, ТНК в этом случае могут комбинировать крупномасштабное производство со специали­зированным производством (в том числе и малыми сериями), ориен­тирующимся на потребности конкретного рынка.