Военная прокуратура.

Среди специализированных прокуратур основное внимание в Законе уделяется военной прокуратуре.

Состав и полномочия органов военной прокуратуры определены в разделе VI ФЗ «О прокуратуре».

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (п.1 ст.46).

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п.2 ст.47:

1)участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

2)назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

3)по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

4)проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

5)требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ.

Военными прокурорами, а также руководителями и следователями военных следственных органов назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание.

По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

52.Надзор прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и

разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о

нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные,

так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы

органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры

в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы

прокуратуры поступило почти 4 млн обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. —

1 281 074, в 2001 г. — 1418 344).[17]

Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им

ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в

том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан.

Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав

и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших

социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве

одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод

граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и

заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

ü о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;

ü о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях,

совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

ü об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и

совершивших иные правонарушения;

ü об органах и должностных лицах, не выполняющих требования

законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих

меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация

от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в

частности:

ü о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения

предварительного следствия по уголовным делам;

ü о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к

устранению нарушений законов;

ü о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по

жалобам и обращениям;

ü о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как

в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в

быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных

обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу

органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации

их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и

состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает

улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и

упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан,

прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение,

складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в

отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане

совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в

действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах

и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех

звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять

решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и

правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение

получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той

прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный

прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к

удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя

в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

[18]

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и

приему посетителей организует и контролирует прокурор —

руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники

структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так

организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное

рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка

содержащейся в них информации о нарушении законов, пол­ностью восстанавливались

нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица,

допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались

меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу

прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных

обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков,

регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние

этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками

недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению

писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ — отделы, группы или

старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них

возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению

обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных

подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным

работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов

Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в

виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры

занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей)

в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам

было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих

целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема

посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием

посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В

соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур

обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах,

принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема

посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о

гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое

решение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих

в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и

приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в

каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для

обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и

разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения

докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу

заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно

из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству;

поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на

разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее

поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам

судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и

должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении

заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В

необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на

рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан

рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным

законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в

прокуратуру, рассматриваются и разрешатся прокурором в срок не позднее

месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной

срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих членов их

семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и

приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в

срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со

дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента

РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей,

руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ,

председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов

Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего

Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ,

Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей

федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а

также обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором

или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины

продления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки

изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам,

проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот­ветствующие

специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или

жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе

письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению

нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения

со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или

жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения

в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое

предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются

разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774

обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. —

соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).[19]

По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы

проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это

не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям

законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой

законом тайны (коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию

прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов

заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может

принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в

суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об

устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об

административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению

в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или

нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным

судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты

общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных

лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется

комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и

иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При

этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб,

обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения

устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа

принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе,

совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.