Общего надзора
Одной из основных функций прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.
Цель надзора – обеспечить верховенство закона, укрепить законность, обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. органами военного управления. органами контроля. их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов – общий надзор.
В ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора в сфере общего надзора. Полномочиями прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов. организовывать проверки и проводить ревизии.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными органами и должностными лицами:
- освобождает своим постановлением лиц, назаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
- вносит представления об устранении нарушений закона.
В 1999 году перечень форм прокурорского реагирования дополнен предостережением о недопустимости нарушения Закона.
Протест прокурора (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ») - акт реагирования на противоречащий закону акт управления (законодательный акт) должностного лица(законодательного органа). в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо привидении его в соответствии с законом.
Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах. требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.
Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ») - акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержатся юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.
Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежат безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Президента РФ.
При рассмотрении представления коллегиальным оганом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.
Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
Постановление прокурора (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ») - акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Виды постановлений прокурора: постановление о возбуждении уголовного дела и постановление о производстве об административном правонарушении.
Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
В случае же. если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности. о чем выносится мотивированное постановление.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») - акт реагирования прокурора на наличие, сведений о готовящихся противоправных действиях. в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.
Предостережение о недопустимости нарушения закон выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам. в отношении которых оно вынесено.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.
При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.
Предостережение состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Умышленное невыполнение требований прокурора, изложенных в перечисленных актах, влечет наложению штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. Штрафу в размере 10 минимальных размеров оплаты труда может быть подвергнуто, кроме того, должностное лицо. не явившееся (без уважительных причин) по вызову прокурора для дачи объяснений.