Выполнение задания в форме аргументированного эссе
Практическое задание, в котором предлагается представить ответ на поставленный вопрос в форме эссе, используется для обучения студентов умению письменного аргументирования своих суждений и доводов по определенной проблеме. Это способствует развитию определенных навыков: критического мышления, логического структурирования и последовательного изложения аргументирующего материала; упорядоченности организации мыслительной деятельности; ясности самовыражения и т.д.
Работа по написанию эссе является вполне традиционным видом учебных заданий. Эссе (фр. еssai – попытка, очерк) представляет собой особенный жанр философской, литературно-критической, историко-биографической прозы. Особенность состоит в том, что это небольшое по объему прозаическое произведение (5-7 страниц) выполняется в свободной композиции и предполагает выражение индивидуального впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Задача состоит в том, чтобы раскрыть проблему (вопрос) в сугубо личностном ключе, найти точки соприкосновение с собственным жизненным и духовным опытом, отразить глубину собственную переживаний и размышлений, по поводу различных философско-мировоззренческих проблем, лежащих в основе жизненного мира личности, например, добра и зла, смысла жизни, свободы и ответственности, счастья, свободы и т. п. Эссеистический стиль допускает образность, афористичность, лиричность, эмоциональность в изложении собственных взглядов на проблему с обязательным соблюдением требования их письменной аргументации.
Написание эссе требует критического и избирательного прочтения материалов по теме, т.е. понимание, сомнение и оценку прочитанного. Поскольку собранные в процессе теоретического изучения проблемы различного рода данные, цитаты, являются необходимой основой для выдвижения и обоснования собственных аргументированных размышлений.
Алгоритм выполнения задания:
1) В поставленном вопросе определить ключевую проблему;
2) Проработать идею, выражающее собственное отношение к проблеме и поддержать ее доказательством из соответствующих источников. Для аргументации необходимы ссылки точки зрения, цитаты других авторов, которые призваны усилить выдвинутые студентом аргументы.
3) Процесс выработки четкого и убедительного аргумента, подкрепленного логическим и последовательным интегрированием собранных материалов.
Структура аргументированного эссе включает в себя определенные составляющие:
а) Введение.
Во введении эссе сначала формулируется вводное утверждение (это особое, привлекающее внимание высказывание или вопрос, цитата или другие фактический материал, способное захватить, привлечь к себе внимание читателя) и далее приводится тезисное утверждение, которое способно выступить в роли некой направляющей последующего хода рассуждений, требующих аргументации.
б) Презентация довода предполагает определенное преподнесение доводов и последовательное предоставление доказательств ранее заявленных положений.
в) Ожидание возражений. Для усиления аргументации следует рассмотреть и ожидаемые возражения, применяя практику противоречия, тем самым совершенствуя критическое мышление, моделируя ситуации дискуссии, принимая во внимания, что другие точки зрения по данному вопросу не только существуют, но и имеют определенное обоснование. Следует указать на слабые или противоречивые, неоднозначные места в приводимых точках зрения в качестве противоположных по отношению к собственной позиции.
г) Вывод должен включать синтез аргументации, повторное формулирование тезиса и заключительное утверждение.
вывод.
Критерии оценивания выполненной работы:
- соответствие содержания эссе заданной теме;
- ясная и четкая фиксация тезисов, предполагающих развития аргументации;
- четкая структурированность и логичное построение аргументации;
- использование теоретических знаний в обосновании тезисов, способность критического использования теоретических источников, умение дополнить основную теоретическую позицию своими комментариями и идеями (интерпретация);
- умение устанавливать следствия, делать выводы с точки зрения использованной теории, синтезировать аргументы;
- умение находить перерабатывать и контексте поставленной в работе проблемы и системно представлять репрезентативную информацию по теме эссе;
- соответствие сформулированных выводов в заключении с заявленными вначале эссэ тезисами;
- использование основной и дополнительной литературы;
- выполнение требований к оформлению работы;
- работа не должна является плагиатом.
В целом написание эссе способствует развитию определенных навыков: критического мышления, логического структурирования и последовательного изложения аргументирующего материала; упорядоченности организации мыслительной деятельности; ясности самовыражения и т.д.