Информационный материал
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М., 2003.
Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдину): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.
Философский уровень
Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.
1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный средневековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только ≪сверхразумом≫. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие ≪досознательного≫ стремления приблизиться к Богу.
2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей этого философского направления — крупные ученые-естественники. Для позитивистов верным и испытанным является только то,что получено с помощью количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное ≪не знание, а методы их приобретения≫. Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не реальные факты.
3. Прагматизм. Главное понятие — ≪опыт≫, а познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспитания, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения этого научного направления сводятся к следующему:
• материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;
• явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;
• все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.
Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.
5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.
Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Общенаучный уровень
Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.
Аксиологический подход — основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:
• равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
• равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;
• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
return false">ссылка скрытаАксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.
Конкретно-научный уровень
Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.
1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.
2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.
3. Полисубъектный (диалогический) подход— ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.
Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются. Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.
4. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей.
5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального.
6. Антропологический подход — системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Технологический уровень
Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала.
Критерии оценки:
- содержательность материалов выступления;
- структурированность текстов;
- осознанность и адекватность понимания текстов;
- терминологическая корректность выступления;
- аргументированность суждений выводов;
- наличие подготовленной визуальной информации;
- активность участия в дискуссии.
Требования к отчету:текстовые материалы и выступление на занятии в соответствии с критериями.
Основная литература:
1. Борытко Н.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2009.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009.
3. Педагогика : учеб. для студ. вузов / Под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2008.
4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2007.
5. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" ; "Педагогика" / Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009.
3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика : учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2005.
4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М., Гардики, 2003.
5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2008.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах : учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
7. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академический проект ; М. : Трикста, 2008.
8. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
9. Петрусевич А.А. Диагностика в педагогическом исследовании : монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М. : AcademiA, 2008.