Краткий терминологический словарь

Артефакты – видимый уровень физического и социального окружения индивида.

Внешняя адаптация – определение того, что должна делать организация и как она должна это делать.

Внутренняя интеграция – обеспечение целостности организации с помощью достижения взаимного понимания в отношении смысла и значения предпринимаемых действий.

Гибридное соглашение – способ распределения ресурсов, в основе которого лежит согласование интересов на основе долгосрочных соглашений о сотрудничестве.

Защитный слой – предположения экономической теории, от которых можно отказаться без существенного ущерба для твердого ядра.

Иерархия – способ организации распределения ресурсов, в основе которого лежит рационирование, опирающееся на власть-принуждение.

Контракт – правовое оформление экономических трансакций, соглашение о передаче или защите набора прав собственности.

Классический контракт – двусторонний точечный контракт, четко фиксирующий все условия сделки и санкции в случае нарушения каждой из сторон взятых на себя обязательств.

Коммунальная собственность – режим использования ограниченных ресурсов, при котором исключительными правами обладает определенным образом структурированная общность людей.

Методологический индивидуализм – базовый экономический принцип современной неоклассической теории: все действия и влияния в экономике представляют собой прерогативу индивидуального выбора.

Свободный доступ – режим использования ресурсов, при котором никто из экономических агентов не может исключить другого из доступа к данному благу.

Специфические активы – ресурсы, ценность которых в рамках данного способа применения выше, чем при других возможных вариантах их использования.

Стереотип мышления – психологическая установка на определенные стандарты поведения.

Твердое ядро – аксиоматика экономической теории, принимаемые без доказательства базовые предположения.

Трансакция – перераспределение прав между экономическими агентами

Трансакционные издержки – издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними.

Убеждения – скрытые и принимаемые на веру предположения о характере окружающего мира, времени, пространстве, человеческой природе.

Ценности – правила и нормы поведения, принятые в данном культурном сообществе. Они определяют, что хорошо и что плохо, какие ограничения нельзя преступать. Набор ценностей, воплощенных в философии или идеологии организации, служит руководством к действию в ситуации неопределенности или кризиса.