Предварительное технико-экономическое обоснование проекта
ТЭО (проект) строительства — далее ТЭО, является основным проектным документом на строительство объектов. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО подготавливается тендерная документация и проводятся торги подряда, заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.
В ТЭО определяются основные решения — технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно-эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая эффективность и социальные последствия.
В качестве возможных источников финансирования капитальных вложений в объекты могут рассматриваться:
» ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик в составе РФ, местных бюджетов и соответствующие внебюджетные фонды;
» собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;
» заемные и привлеченные финансовые средства заказчиков;
» денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
» иностранные инвестиции.
ТЭО состоит из следующих разделов:
» общая пояснительная записка;
» генеральный план и транспорт;
» технологические решения;
» управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих;
» архитектурно-строительные решения;
» инженерное оборудование, сети и системы;
» организация строительства;
» охрана окружающей среды;
» инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
» сметная документация;
» эффективность инвестиций.
ТЭО (проект) строительства является обязательным документом в случае, если финансирование капитальных вложений в основные фонды соответствующих предприятий осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.
Решение о необходимости разработки ТЭО для обоснования целесообразности инвестиций за счет других источников финансирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком).
Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическими лицами (проектировщиками), получившими в установленном порядке лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ, и на основании договора (контракта) с заказчиком.
Для выбора лучшего предложения со стороны проектировщиков заказчик проводит конкурс (торги) на разработку ТЭО.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, является договор (контракт) подряда на выполнение ТЭО.
Стоимость разработки ТЭО определяется договором между заказчиком (инвестором) и проектной организацией.
Если в результате выполненного в ТЭО инвестиций анализа выявлена нецелесообразность инвестирования средств в строительство намечаемого объекта, стоимость разработки ТЭО списывается на убытки заказчика в установленном порядке.
При разработке ТЭО необходимо:
» предусматривать для сложных и крупных объектов альтернативные варианты достижения цели, поставленной заказчиком (инвестором), в том числе различные варианты (источники) финансирования инвестиций;
» учитывать налоговую, амортизационную и кредитную политику, проводимую государством и местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими природными ресурсами;
» обеспечивать защиту интересов инвестора, с одной стороны, и общенациональных интересов (интересов региона) — с другой;
» установить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты. Как правило, расчетный период включает период строительства, освоения проектной мощности и эксплуатации предприятия до первой его реконструкции или окончания срока окупаемости капитальных вложений; - расчеты и анализ основных экономических и финансовых показателей осуществлять в специально разработанных унифицированных таблицах по действующей методике.
В процессе разработки ТЭО в обязательном порядке должна Осуществляться оценка воздействия деятельности предприятия (объекта) на окружающую среду (ОВОС). ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, обеспечения сбалансированной хозяйственной деятельности, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, выработки согласованных мер по предотвращению или компенсации негативных последствий в социально-экономической сфере района размещения предприятия (объекта). При этом объем и глубина проработки вопросов в процессе проведения ОВОС зависят от специфики воздействия будущего предприятия на окружающую среду и экологических ограничений территории, на которой его предполагается разместить.
Порядок разработки, согласования и утверждения ТЭО инвестиций
Заказчик (инвестор), исходя из своих целей и анализа ситуации, с учетом решений, принятых в программах и схемах размещения производительных сил, подготавливает Декларацию о намерениях, примерное содержание которой приведено в п.4.4. Декларация направляется в местный орган государственного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков.
После получения положительного решения от органа местного самоуправления по поводу Ходатайства (Декларации) о намерениях и рассмотрения условий размещения площадки (трассы) для строительства объекта Заказчик (инвестор) принимает решение о разработке ТЭО.
Для подготовки исходной информации и материалов, составления задания на разработку ТЭО, организации и проведения конкурса (тендера) на их разработку, заказчиком привлекаются па договорных условиях инжиниринговая, консалтинговая, маркетинговая фирмы или создается тендерный комитет.
Состав исходной информации определяется в зависимости от вида и масштабов планируемой деятельности объекта, количества и видов используемых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, особенностей экологической ситуации и др.
Согласование намеченных решений по строительству объекта и условий предварительного согласования земельного участка производится заказчиком или, по его поручению, проектировщиком с учетом полученной информации согласно порядку, приведенному в схеме организации предварительного согласования размещения земельного участка строительства.
Затраты, связанные с проведением согласований, подготовкой и передачей документации по предварительному согласованию и отводу земельного участка, оплачиваются инвестором из собственных средств, в порядке и размере, которые определены органами местного самоуправления.
Проекты, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежат государственной экспертизе в соответствии с Порядком, установленным в Российской Федерации.
Утверждение проектов на строительство объектов, в зависимости от источников финансирования, производится:
» за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ — в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
» за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга — соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке;
» за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) — непосредственно заказчиками (инвесторами).
В результате разработки ТЭО определяются технико-экономические и финансовые показатели, состав которых приведен ниже.
Основные технико-экономические и финансовые показатели, включенные в распорядительный документ об утверждении (одобрении) ТЭО инвестиций
1. Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, в соотв. ед. пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции);
2. Стоимость товарной продукции (млн. руб.);
3. Общая численность работающих, в том числе рабочих (чел.);
4. Количество (прирост) рабочих мест, ед.;
5. Общая стоимость строительства (млн. руб.), в том числе:
— объектов производственного назначения (млн. руб.);
— объектов жилищно-гражданского назначения (млн. руб.);
— прочих объектов.
6. Стоимость основных производственных фондов (млн. руб.);
7. Продолжительность строительства (лет);
8. Удельные капитальные вложения (руб./ед.);
9. Себестоимость основных видов продукции (руб./ед.);
10. Балансовая прибыль (млн./руб.);
11. Чистая прибыль (доход) (млн./руб.);
12. Срок окупаемости капитальных вложений (лет);
13.Внутренняя норма рентабельности (норма прибыли), %.
Для объектов жилищно-гражданского строительства ТЭО состоит из следующих разделов:
» общая пояснительная записка;
» архитектурно-строительные решения;
» технологические решения;
» решения по инженерному оборудованию;
» охрана окружающей среды;
» инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
» сметная документация;
» эффективность инвестиций.
Выбор площадки
Принятию инвестиционного решения предшествует выбор площадки (земельного участка) для проекта. От этого выбора в значительной степени зависит успех всего проекта, поэтому данная процедура традиционно состоит из ряда этапов:
» формирование критериев, которым площадка должна соответствовать;
» формирование альтернативных вариантов;
» сравнение вариантов возможных площадок на предмет соответствия выбранным критериям;
» проведение инженерно-геологических изысканий на лучших из альтернативных вариантов;
» дополнительное изучение вариантов, признанных лучшими, на предмет соответствия совокупности критериев
» окончательный выбор месторасположения площадки.
Для этой цели специалистами разрабатываются специальные карты рейтинга строительных участков. Основные факторы рейтинга участков: - инженерно-геологическая приемлемость;
» возможность получить разрешительные документы; - политическая характеристика региона;
» кадры (наличие, уровень заработной платы, законы по труду);
» налоги (имущественные, на инвестиции, на предпринимательство);
» окружающая среда (законодательство, отношение общественности, качество воды);
» климатические условия (количество осадков, затраты на отопление, влажность);
» инфраструктура (безопасность, дороги, местные ресурсы);
» транспорт (стоимость, наличие подвижного состава).
Земельный участок
После утверждения ТЭО и принятия инвестиционного решения заказчик обращается в орган местного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта.
Подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.
Орган местного самоуправления рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка выдается заказчику.
На этом заканчивается начальная (предынвестиционная) фаза проекта. Ее результат:
» объемы работ по проекту;
» смета и бюджет проекта;
» площадка (земельный участок);
» график проекта, в т. ч. график поставок ресурсов;
» нормы и стандарты;
» задание на проектирование.