Предварительный анализ реализации проекта.
Измерение результатов проекта
Цель проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют выражение:
Результаты (ценность) проекта | Изменение выгод в результате проекта | - | Изменение затрат в результате проекта |
Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:
Результат за любой год | Прирост объема продукции проекта | Цена единицы продукции проекта | ||
Затраты за любой год | Прирост объема ресурсов на производство | Стоимость единицы продукции |
Показатели и система методов оценки эффективности инвестиций с учетом стоимости денег во времени приведены в гл. 12.
Структура проектного анализа
Принято различать следующие виды проектного анализа:
» технический;
» финансовый;
» коммерческий;
» экологический;
» организационный (институциональный);
» социальный;
» экономический (рассмотрен в гл. 12).
До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.
Этот перечень в какой-то степени отражает последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).
В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:
» технико-технологические альтернативы;
» варианты местоположения;
» размер (масштаб, объем) проекта;
» сроки реализации проекта в целом и его фаз;
» доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;
» емкость рынка для продукции проекта;
» затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
» график проекта.
Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях предынвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.
В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.
В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% (для простых, стандартных проектов) до 15% (для сложных, уникальных).
Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.
В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:
» маркетинг;
» источники и условия получения ресурсов;
» условия производства и сбыта.
В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:
» где будет продаваться продукция?
» имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?
» - если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?
» останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?
» какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
» предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
» какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
» способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
» - практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
» -кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?
Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, т. к. взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.
Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы.
Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно больших — до 10% — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.
Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, т. к. экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к т.н. качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощущения человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».
Требования к оценке воздействия хозяйственной деятельности предприятия на отдельные компоненты окружающей среды изложены во «Временной инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах» [3].
Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:
» менеджмента;
» организационной структуры;
» планирования;
» комплектования и обучения персонала;
» финансовой деятельности;
» координации деятельности;
» общей политики.
Основные задачи организационного анализа:
» определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
» оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
» оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
» разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);
» разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.
Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.
Социальный анализ сосредотачивает внимание на 4 основных областях:
» -социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);
» - организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;
» -приемлемость проекта для местной культуры;
» -стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.
Следует отметить: социальный анализ весьма сложен — прежде всего, по причине затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.
Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.
Основные виды социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности:
» изменение количества рабочих мест в регионе;
» улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
» изменение условий труда работников;
» изменение структуры производственного персонала;
» изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;
» изменение уровня здоровья работников и населения;
» экономия свободного времени населения.
Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры — обязательные условия его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.