Женские рубахи

Основной частью костюма русских крестьянок до начала нашего столетия была длинная ("алляная", "аллейная") конопляная рубаха. Девушки некоторых южных губерний до конца XIX в. летом ходили лишь в подпоясанных рубахах, иногда надевая на них юбки или передники ("занавески"). Наиболее характерным для рубах было контрастное сочетание белого холста с красно-узорной отделкой, которое дополнялось вкраплением зеленых, желтых, синих и черных тонов. Рубахи шили длинными - от ворота до подола 130-135 см. М. Е. Шереметева пишет, что о южнорусском девичьем наряде старые женщины вспоминали так: "Весной... идут дефки...усе у адних рубахах с красными падалами и у занавесачкях. Занавесачки спереди разный, а сзади усе одина-кавыи, дефки беленький стаять, кругом падольчик". Если будничная рубаха украшалась неширокой тканой полоской лишь спереди, то праздничная рубаха имела широкой красный "забранный" подол на всех четырех полотнищах до трех вершков шириной. И. Я. Богуславская отмечает, что на севере в приданое невесте давалось "не менее 10, а у богатых крестьянок до 30 и даже 50 (вышитых) рубах".

В зависимости от покроя выделялось несколько типов рубах. Общеславянским типом является рубаха с плечевыми вставками - "паликами", которые у ворота собирались в мелкие сборки. Рубахи могли быть с прямыми "паликами", пришитыми по основе или утку ткани, и косыми - трапециевидными. Рубаха с прямыми "паликами" связана в основном с сарафанным комплексом, а с косыми - только с поневным. М. Г. Рабинович высказал предположение о том, в древности "богато украшенные вышивкой полики возникали либо от манеры носить рубаху из несшитых, застегнутых на плечах пряжками полотнищ, либо в результате развития швов, образующихся при вшивании рукава".

У холщовых рубах особенно украшаются рукава, которые изготавливаются красными, забранными; "палик" у веселой рубахи вставляется тоже весь красный, тканый, реже кумачовый. Тканые "палики" являются характерными для южнорусских крестьян. В лучших рубахах "заборка" (тканье) идет от плеча до кисти. Такую хвалят: "Заборка хорошая да самых да манчет" (с. Гремячево).

Древняя туникообразнаяфубаха и рубаха на кокетке относятся к локальным типам рубах. Рубаха на кокетке как поздняя форма покроя бытовала во многих русских губерниях, но чаще встречалась в Поволжье, а также среди казачьего населения. Такую рубаху носили как с сарафаном, так и с юбкой. В Тверской губернии встречались переходный комплекс из рубахи с круглой вставкой у ворота ("воротушка") и сарафаны-юбки (юбка на длинных лямках).

С глубокой древности на Руси существовал обычай шить праздничные рубахи с очень длинными ("долгими, с наборами") рукавами, собиравшимися у запястья красивыми складками. В особо торжественных случаях рукава распускались почти до земли, а руки просовывались в специальные "окошечки", прорезанные на уровне локтя. Л. В. Тазихина пишет, что в Олонецкой и Архангельской губерниях свадебные рубахи с такими длинными рукавами назывались "убивальницами", "плакальнями" или "махавками", так как уезжавшая под венец невеста, прощаясь с родными, причитала ("убивалась") и размахивала длинными (до 100 см каждый) рукавами. В связи с этим интересно сообщение Б. А. Рыбакова о том, что на древнерусских ритуальных "русалочьих" браслетах встречаются изображения танцующих девушек в рубахах с распущенными рукавами. А Царевна-лягушка в русской народной сказке использовала длинные рукава своей рубахи в качестве карманов и своеобразных орудий колдовства.

Значительно позднее появились рубахи с широкими прямыми рукавами, собранными внизу на узкую обшивку или более широкий манжет. На юге на обшлага праздничных рубах девицы и молодые женщины иногда надевали "брызжи" или "отрезные манчеты травчатые" - широкие оборки из лент с цветочным орнаментом и проложенным вокруг кисти черным шнурочком, по которому часто нашивались блестки ("блешшонай гитан"). На севере рукава праздничных рубах шились из кисеи, дорогих шелковых тканей.

Разрез ворота женских рубах приходился на середину груди. Повсеместно бытовал ворот в виде невысокой обшивки полосой ткани. На юге были распространены воротники-стойки высотой 3-3,5 см. По наблюдениям Н. И. Лебедевой, в верховьях Оки и Десны у однодворцев Рязанской, Воронежской, Тамбовской губерний встречались рубахи с отложными воротниками. К праздничному костюму с кокошником и юбкой-андараком крестьянки иногда надевали широкий (20-25 см) воротник ("козырь", "поддушник") и носили его поднятым вверх.

Влияние городской моды сказалось в увеличении выреза горловины женских рубах на севере в начале XIX в. Шея при этом прикрывалась всевозможными жемчужными или бисерными украшениями.

Наиболее яркие, украшенные вытканными и вышитыми узорами рубахи носили молодые женщины и девушки. Совсем скромно украшались рубахи девочек и старух. И. П. Работнова пишет, что в Воронежской губернии (село Рассошки) молодые женщины и девушки имели на переднем полотнище своих рубах красные верхние подставки - пельки ("перетканная" или "забранная душа")1, в то время как девочки и старухи ходили с белыми пельками, иногда с узкой красной оторочкой. "Перестала красные пельки носить", - говорили о состарившейся женщине.

В результате анализа основных разновидностей женских рубах можно сделать вывод о том, что многовариантное решение их формы и декора достигалось благодаря использованию различных конструктивных и композиционных решений, продиктованных исторической традицией, природными условиями, этническим составом населения края, инновациями разного времени.