Вступление. 9 страница

ТВ усиливает образование масс. Во время просмотра какой-нибудь популярной телепередачи мозг зрителей (независимо от отдаленности их друг от друга) подключается к единой системе, которая посредством знаков и символов, представляющих кодированный сигнал, формирует соответствующие психологические установки в подсознании человека. Таким образом зрители получают определенный код.

Будучи закодированными – они начинают мыслить в заданных манипуляторами алгоритмах. Для активации кода достаточно дать сигнал.

С помощью ТВ можно проводить кодирование сразу огромной аудитории. У каждого телеканала имеются свои «целевые аудитории». Рейтинги телеканалов приносят деньги спонсоров за рекламу. Каждая передача стоит определенную сумму. Сняв передачу, продюсер продает ее телеканалу, а телеканал прогнозирует ее рейтинг и в соответствии с этим рассчитывает стоимость рекламного времени. Если передача не будет приносить прибыль (основная прибыль за счет рекламы), такой передачи на ТВ не будет. Рынок диктует законы программирования масс. Целевая аудитория, «подсевшая» на тот или иной канал или телепередачу – становится еще более зависимой от ТВ. Телевидение -- это духовный наркотик, заметил С.Г.Кара-Мурза (2007).

Чтобы исключить кодирование от ТВ – необходимо выключить телевизор. Нельзя оставлять телевизор включенным «для фона». Любая информация, попадающая в спектр действия репрезентативных или сигнальных систем человека, откладывается в подсознании. А значит – программирует человека. Такой человек может не смотреть передачу, занимаясь другим делом (например, гладить белье, или готовить обед), но информация все равно входит в его подсознание. И усваивается намного быстрей, потому что цензура психики в этом случае ослабевает. Например, если мы одновременно будем заниматься каким-то делом и получать информацию – такая информация сразу откладывается в подсознании и формирует там установки, которые управляют жизнью человека.

Вопросы кодирования мозга посредством телесигнала разрабатывались в нейрофизиологии. Воздействие на сознание посредством новой информации, полученной, например, посредством слова, происходит следующим образом. Вначале слово шифруется в электрических импульсах мозга как сложные звуковые сигналы. Возникшая при подобной шифровке импульсная активность нейронов (код) адресуется к долгосрочной памяти, накопленной в результате индивидуального опыта, активизируя ее. После активизации долгосрочной памяти возникает новый электрический шифр — смысловой код. Теперь услышанное слово «оживает» в мозге и вызывает сложные психические процессы. (Е.В.Поликарпова, 2002).

Телевизор сканирует психику подключенного к нему человека и находит точки подключения к глубинным архетипическим пластам, к их образам и сюжетам. Поэтому телевидение способно часами удерживать психику человека в состоянии сновидческой активности, во время которой происходит психологическое кодирование и внедрение в подсознание стандартных реакций, идентификационных схем, формирование базовых иллюзий, которые все вместе усиливают психологическую зависимость от телевидения. (В.А.Медведев, 2004).

Влияние ТВ на сознание человека обусловлено физико-химическими процессами фиксации и закрепления воспринимаемой информации на нейронном уровне функционирования головного мозга. В нейронных структурах мозга посредством ТВ прокладываются физические пути, по которым движутся потоки информации и с которыми связаны внедренные в сознание индивида те или иные стереотипы мышления и поведенческие установки. (Е.В.Поликарпова, 2002)

Эффективность внушения повышается использованием новых технологий информационной обработки телезрителей: подпороговых сигналов, приемов нейролингвистического программирования (НЛП). В НЛП разработан один из наиболее простых способов подачи неосознаваемых команд, указаний, установок и т. п. Заключается этот прием в том, что в передаваемый текст вводится «скрытое сообщение», т.е. интонацией выделяются отдельные слова, в совокупности составляющие скрытую команду. Полученная таким образом информация не осознается, но прочно откладывается в подсознании и в дальнейшем руководит жизнью человека. (Л.П.Гримак, 1999).

ТВ отучает человека думать, вынуждая пользоваться готовыми схемами, предлагаемыми редакторами телевидения и спонсорами каналов. В результате психика такого зрителя бессознательно тянется к подсказкам со стороны манипуляторов, а значит люди готовы выполнять команды манипуляторов от власти, психологически готовы к подчинению, т.к. подчинение дает возможность жить в спокойствии. Таких людей большинство и они составляют массу. Массой легче управлять. Любое собрание людей в одном месте с помощью психотехнологий манипулирования сознанием можно превратить в сборище безумцев, которыми легко управлять, активируя природные инстинкты и рефлексы головного мозга.

Массу образует скопление людей в определенное время и в определенном месте. Формируется масса в тот период, когда люди предоставлены самим себе. (А.А.Зиновьев, 2006).

Подробно массообразование и управлении массами мы рассматриваем в отдельных разделах, поэтому сейчас схематично обозначим лишь основные понятия психологии масс.

Итак, массу образует собрание людей в одном месте.

Для эффективного управления массу необходимо превратить в толпу (для этого – подчинить общей идее; пример – III-й Рейх или коммунизм).

Основные характеристики толпы:

-- непостоянна;

-- безответственна;

-- легко возбудима;

-- мыслит чувствами, поэтому легко поддается внушению;

-- т.к. в толпе повышена внушаемость (масса подпадает под магическую власть слов), толпа легко поддается манипуляциям;

--масса некритична и доверчива;

--у толпы чувство любви может резко меняться на ненависть, все чувства максимально выражены, любое подозрение сразу превращается в уверенность что это так;

-- чувства массы всегда просты, поэтому общаться с массой надо как с «простыми» людьми, детьми или психически больными, т.е. с людьми низкого интеллекта: строго, ясно, конкретно, без логики и доказательств, простыми фразами-приказами, и сразу формировать образ, который толпа должна запомнить (говорить четко, ясно, конкретно, т.е. принципы, используемые при психокодировании после погружения человека в транс; а нахождение в массе – уже есть трансовое состояние);

-- толпа спонтанна, живет только сиюминутными желаниями и действует на основании единого порыва, направляющего ее;

-- в толпе исчезает наносной слой цивилизации (т.е. берут вверх первичные инстинкты, исчезает чувство социальной ответственности);

-- в толпе люди заражаются поступками друг друга (это используют для подчинения:: через подчинение одного вскоре начнут подчиняться и другие);

-- в толпе ярко выражено ощущение анонимности и безнаказанности;

-- в толпе многократно усиливается сила одного участника (толпа чувствует себя всемогущей; при нахождении в массе исчезает понятие невозможного);

-- толпа неспособна перерабатывать информацию, не способна к анализу и размышлениям (поэтому управляют массой приказами; приказ – это четкая команда к действию, к выполнению команды);

-- толпа легковерна, некритична, неправдоподобного для нее не существует;

-- повышенная эмоциональность в восприятии всего, что видит и слышит, чувства толпы всегда просты и гиперболичны;

-- толпа не знает сомнений и неуверенности;

--толпа проявляет нетерпимость, стремится к сиюминутному разрешению конфликта (толпа по своему состоянию напоминает ИСС, т.е. состояние людей в толпе сравнимо в состоянием психики людей в трансе, или в гипнозе);

-- толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в уверенность, подозрение в чем-то — тут же переходит в дикую ненависть;

-- толпа уважает силу (вождя) и власть, бессознательно требует от вождя насилия над собой, желает подчиняться лидеру-вождю;

-- толпа руководствуется бессознательными инстинктами и потребностями к удовлетворению желаний (потому что мыслит чувствами);

-- многие действия толпы продиктованы ожиданием благодарности от вождя за выполнение его приказа;

Основные эффекты массообразования:

-- подражание (каждый участник толпы бессознательно подражает другому);

-- заражаемость (т.е. когда один человек в толпе начинает что-то делать, остальные бессознательно подхватывают);

-- повышенная внушаемость (сознательная личность отсутствует, воля отсутствует, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном лидером-вождем, выполняющим роль гипнотизера).

Управление массой и толпой строится на манипулятивном воздействие, в т.ч. с использованием СМИ:

Выделяют манипулятивное воздействие, основанное:

-- На провокации страха.

Катализатором страха выступает ожидание опасности. Страх возникает когда что-то непонятно, не ясно, не объяснимо. Ожидание опасности погружает психику в ИСС. Наступает заторможенность психофизиологических реакций. Наступает состояние транса. В состоянии транса человеком легко управлять.

При манипуляции происходит провоцирование:

а) глобального страха, например страха в результате внешней угрозы якобы со стороны каких-либо государств;

б) страха каждого человека за свою жизнь (например, вероятность возможного ареста, или нападения хулиганов, преступников, проч.);

в) страха за жизнь близкого (распространенный страх у невротиков – что близкий человек заболеет, его собьет машина, нападет преступник и т.п.).

При наступлении страха у человека блокируется центральная нервная система. Любые проблемы и вопросы жизнедеятельности как бы отходят на второй план. Сознание человека занято поиском способов защиты от страха. Данный факт используют манипуляторы: когда появляется некая сила, способная защитить — люди, испытывавшие страх, с легкостью готовы выполнить и принять любые условия в обмен на защиту, в обмен на избавление от страха.

-- На провокации невроза.

Согласно природе психики, человеку легче подчиняться, чем брать на себя ответственность, выступая в роли руководителя. Руководить – значит брать на себя ответственность. Ответственность – вызывает обострение симптоматики невроза: тревожность, обеспокоенность, чувство вины и т.п. Подчинение – снимает подобную симптоматику.

-- На последующем избавлении от страха и невроза.

Таким образом в массах с помощью СМИ сначала инициируются страх и невроз, а после снимается, когда людям дают понять что все будет хорошо, если они выберут такого-то президента, или что президент должен принять непопулярные решения, ради спасения нации.

--На внушении и директивных командах (приказах).

Управление массой в данном случае строится на императивном внушении, когда приказы отдаются директивным тоном в виде команд (как в армии).

 

Зависимость от ТВ формируется путем вызывания у человека невротической зависимости. Поэтому отказаться от просмотра телепередач для большинства людей невозможно. Специфика телесигнала и подачи материала построена так, чтобы сначала провоцировать в человеке симптомы психопатологии, а позже — снимать их, посредством телетрансляции, тем самым обеспечивая устойчивую зависимость (сродни наркозависимости). Все, кто на протяжении длительного времени смотрел телевизор — находятся в такой зависимости.

Посредством телесигнала телевидение кодирует психику.

В Советском Союзе подобными разработками занимался профессор И.В.Смирнов. По заданию Министерства обороны И.В.Смирнов разработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:

1) осуществлять математический анализ реакций организма на внешние воздействия, возникающих при быстром визуальном просмотре;

2) определять наличие в подсознании человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;

3) на основе выявленной и проанализированной информации получать полную картину невротических, беспокоящих человека состояний психики;

4) при необходимости проводить коррекцию психических состояний. Например в процессе звукового управления поведением человека словесные команды-внушения в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает, что в них содержатся скрытые для сознания, но всегда фиксируемые подсознанием установки, которые и будет выполнять запрограммированный таким образом человек. (В.Г.Крысько, 1999).

Телевидение оказывает психологическое воздействие на следующие сферы психики:

1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, желания).

2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление).

3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).

4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения). (В.Г.Крысько, 1999).

Телевидение изменяет привычки людей, вводя им в подсознание новые установки. Таким образом происходит кодирование массового сознания. Д.А.Волкогонов (1983) приводит основные характеристики такого кодирования:

1) Закрепление существующих в сознании людей установок.

2) Изменения отношения человека к какому-либо событию.

3) Кардинальное изменение жизненных установок.

 

Первое массовое вещание началось в фашистской Германии во время Олимпийских игр 1936 года.

Через 20-30 минут просмотра ТВ мозг начинает впитывать любую информацию, поступающую с экрана.

Манипулирование происходит при показе любых передач по ТВ. В специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма с первых секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. (А.Н. Фортунатов, 2007).

Одним из способов избежать манипуляций ТВ является исключение просмотра телевизора. По этому пути идут духовные семинарии и военные академии.

Подобное необходимо делать и чтобы исключить зависимость от компьютерных игр.

Компьютерная зависимость вызывает физиологическое истощение (до смерти от кровоизлияния в мозг из-за неспособности прервать игру), а также провоцирует преступления (воровство, грабежи, убийства).

Известны следующие симптомы привыкания:

-- неспособность выйти из игры;

-- пренебрежение к семье и друзьям;

-- ложь о роде своих занятий на работе и в семье;

-- проблемы с учебой или работой;

-- расстройство сна или изменение поведения во сне.

Исследования о якобы «полезности» игр проводятся на деньги крупных медиа-корпораций (например, Sony), или вызваны недобросовестностью исследователей. По заявлению заместителя генерального прокурора России С.Н.Фридинского «материалы ряда уголовных дел, способы и обстоятельства совершения преступлений подростками часто свидетельствуют о том, что взяты они из… компьютерных игр…».

У играющих в компьютерные игры снижается когнитивная активности мозга. Т.е. люди сначала останавливаются в интеллектуальном развитии, а после – тупеют.

 

Кратко, не вдаваясь в подробности нейрофизиологии, рассмотрим вопрос прохождения информации. Головной мозг человека состоит из двух больших полушарий. Левое полушарие – это сознание, правое – бессознательное. На поверхности полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга. Психика человека представлена тремя составляющими: сознанием, бессознательным и барьером между ними – цензурой психики. Цензура психики участвует в обработке информации, поступаемой из внешнего мира и является своего рода заградительным щитом, перераспределяя поступаемую информацию между сознанием и бессознательным (подсознанием). Таким образом, часть информации, в результате работы цензуры психики, поступает в сознание, а большая часть – вытесняется в подсознание. При этом часть информации может проникнуть как в подсознание, так и в сознание сразу, минуя барьер критичности. Это происходит в тех случаях, когда специальными психо-технологиями ослабляется цензура психики.

Любая информация, которую человек мог увидеть, услышать, почувствовать, т.е. если она проходила с задействованием его органов зрения, слуха, обоняния, осязания, воображения и т.п. – откладывается в подсознании, где позже смешивается с уже имеющейся там информацией или с вновь поступаемой информацией, и переходит в сознание, оказывая влияние на мысли и поступки человека.

Различают личное и коллективное бессознательное.

Личное бессознательное отображает жизненный опыт, знания, образование и т.п. конкретного человека.

Коллективное бессознательное – это опыт предков, опыт всего человечества.

Влияние телевидение на психику связанно с особенностями восприятия телетрансляции. Если мы читаем книгу, у нас задействуется главным образом левое полушарие мозга, сознание. В меньшей степени включается правое полушарие (бессознательное), которое с помощью воображения помогает представить описываемое в книге. При этом усваивается только часть материала. Для понимания и запоминания необходимы память и интеллект. Телевидение действует иначе. Во время просмотра художественного фильма одновременно работает репрезентативные и сигнальные системы. А запоминание происходит быстрее и легче, так как во время просмотра ТВ человек погружается в транс. А в трансе резко возрастает внушаемость.

В крупных американских кинокомпаниях в создании кинофильмов помимо сценаристов, режиссеров и остальной команды важную роль играют специалисты по манипулированию сознанием. Их задача -- воздействие на подсознание зрителей с целью провоцирования базовых инстинктов (страх, половой инстинкт, проч.) и задействования архетипов коллективного бессознательного психики (жажда мщения, торжество справедливости, противостояние добра и зла, проч.). Человек, посмотревший такой фильм, никогда не сможет пересказать «вшитые» в него мысли. Спросите его о чем фильм, и он начнет пересказывать сюжетную линию, игру актеров, какие-то эпизоды, спецэффекты и прочее. Самой мысли он никогда не увидит. Главная мысль разбросана по всему фильму в не связанных друг с другом деталях. Эти детали, попав в подсознание, объединяются в единое целое. Это образует точку отсчета, которую человек никогда не осмыслит, но всегда отталкивается от нее, принимая решение. (Проект Россия, 2006).

Именно эти мысли формируют модель поведения для зрителя, преподнося образцы для подражания.

Человек всегда смотрел и будет смотреть фильмы. Некоторые из них становятся культовыми. В культовых фильмах воедино слиты средства, созданные культурой для провоцирования массовых эмоциональных реакций.

Фильмы предоставляют каждому зрителю возможность получения посредством просмотра моделей для социальных ролевых игр. По мнению В.А.Медведева (2004), современный человек представляет собой некий осадок идентификаций с кино и теле героями.

К.Х.Каландаров (1998) приводит правила информационного воздействия:

— ложь должна быть дозирована и сохранять видимость правды;

— необходимо четко представлять ожидания аудитории, что позволяет создавать иллюзии, применимые для этой аудитории;

— следует использовать логику коллективного действия, взаимной ответственности;

— необходимо скрыть информацию, которая идет вразрез с официальным курсом;

— необходимо использовать символику и символизацию посредством имиджевых технологий.

По мнению А.В.Федорова (2007), насилие, демонстрируемое с экранов телевизора, связано с коммерциализацией телевидения и отменой государственной цензуры.

Сценами насилия заменяют слабый сюжет картины.

Сцены насилия оказывают воздействие сразу на подсознание, потому как происходит воздействие на чувства, а не на разум. После просмотра ряда телепередач люди начинают жить в вымышленном мире.

К.А.Тарасов (2003) приводит инструкцию, которую в получили создатели первого в мире криминального телесериала «Человек, противостоящий преступности» (США): «Было установлено, что интерес аудитории можно поддерживать наилучшим образом в том случае, когда сюжет разворачивается вокруг убийства. Поэтому кто-то обязательно должен быть убит, лучше в самом начале, даже если по ходу фильма совершаются другие виды преступлений. Над остальными героями все время должна висеть угроза насилия». Главный герой «с самого начала и на протяжении всего фильма должен подвергаться опасности».

При манипулировании ТВ наибольшему воздействию подвергается детская психика. Связанно это с тем, что цензура психики у детей еще до конца не сформирована. Поэтому почти любая информация из внешнего мира прямиком откладывается в подсознании ребенка в виде психологических установок, кодируя мозг и формируя в подсознании паттерны последующего поведения человека. Другими словами, телевидение закладывается в подсознание модель поведения, поэтому при возникновении схожих ситуаций подросток будет реагировать, например, как участники телешоу, которое он смотрит.

ТВ вызывает бессознательное желание у подростков и молодежи подражать разврату и насилию, способствует закреплению подобных стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, и открывает путь к правонарушениям, отмечает помощник Генерального прокурора России В.Н.Лопатин (2000).

Способом противодействия манипуляциям ТВ является воспитание воли. Человеку, обладающему сильной волей, необходимы будут только знания. Поэтому знания и воля. Знания о психо-технологиях манипулятивного воздействия и воля, чтобы дать себе установку противостоять подобному влиянию.

Необходимо запретить себе утренние просмотры телевизора.

Утром, сразу после пробуждения, человек пребывает в просоночном состоянии. Это состояние транса (сразу после пробуждения) и полутранса (в течении примерно получаса после пробуждения). В таких состояниях мозг активно впитывает любую информацию. Такая информация сразу закрепляется в подсознании в виде психологических установок. Т.е. если человек смотрит телевизор сразу после пробуждения, то в этом случае телевизор кодирует мозг, а информация из телевизора сразу закрепляется в подсознании и формирует модели поведения этого человека.

Подобное происходит и при просмотре ТВ перед сном. А также в других ИСС (усталость, алкогольное опьянение, эмоции (ярость, радость, грусть, и т.п.) и т.п. ИСС.

Еще одним способом противодействия манипулятивному влиянию телевидения является строго дозированный просмотр телепередач.

В двух словах всего не расскажешь, поэтому еще раз возвращаемся к главному постулату нашей теории о противодействии негативному манипулятивному влиянию телевидения и СМИ в целом: необходимости формирования знаний в области манипулятивного информационно-психологического влияния на психику. Именно знания в данном случае, помноженные на жизненный опыт и образование каждого – способны исключить или резко снизить негативное манипулятивное влияние телевидения.

Кроме того, нами был разработан метод противодействия манипулятивного влияние телевидения («Метод Анти-Манипуляций Зелинского», сокращенно – «Метод Анти-М»), который мы рассмотрим отдельно.

 

Тема 8: Основы информационно-психологических войн.

 

«…возникшая в не так уж далеком прошлом медицинская дисциплина – суггестология, в настоящее время… становится основой не только для разработки новых видов информационного оружия, но и самих военных операций с применением этих новейших средств массового поражения».

Л.П.Гримак

 

1. Информационно-психологические войны.

1.1. Основные определения.

-- понятие войн;

-- предназначение;

-- цели и задачи;

-- способы ведения;

-- основные характеристики.

1.2. Основные концепции войн.

1.3. История войн.

-- СССР, Антанта, директива Даллеса, империалисты и проч.

-- ВОВ;

-- распад СССР, наше время.

1.4. Пропаганда.

--основные определения;

-- законы и правила эффективности;

-- действие пропаганды на примере 3-го Рейха.

1.5. Идеология.

-- основные характеристики возникновения, деятельности, эффективности.

-- методы массового воздействия (СМИ).

1.6. Тактика ведения инфо-психо—войн.

-- основные характеристики тактики;

-- секреты психологического воздействия СМИ;

-- уровни манипуляций сознанием в психологической войне;

-- этапы планирования спец. информационных операций;

-- схемы проведения психологических операций.

1.7. Правила ведения информационно-психологических войн.

 

Психологическая война инициируется с целью воздействия на массовое сознание.

Цель психологической войны – формировании общественного мнения.

«Сила привычки миллионов и десятков миллионов - самая страшная сила»,--писал В.И.Ленин[14].

Для ведения психологических войн используются СМИ. Т.е. психологическая война, в отличие от войн, в которых задействуется военная техника, происходит информационным способом. Благодаря этому достигается охват большой аудитории и не разрушаются материальные средства, которые после победы можно использовать в своих целях.

До сих пор продолжается информационно-психологическая война Запада против России. По мнению первого заместителя начальника Генерального штаба вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта А.Бурутина (2008), с помощью информационного оружия ряд неправительственных организаций, получающих финансирование из-за рубежа, формируют негативный образ России.

Российская концепция информационной войны включает в себя 4 компонента:

-- разрушение систем связи противника;

-- перехват сообщений;

-- взлом компьютерных сетей;

-- воздействие на общественное мнение путем распространения дезинформации.

Совет безопасности РФ утвердил концепцию внешней информационной политики. В этой концепции в качестве угрозы информационной безопасности страны названо: «Вытеснение российских СМИ с внутреннего рынка и усиление духовной, политической и экономической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур». В качестве меры противодействия этой угрозе предлагалось «усиление регулирующей роли государства в СМИ».

Привычки и желания российских потребителей информации в настоящее являются объектами пристального изучения, затем через подконтрольные государству СМИ населению внедряются необходимые психологические установки, социальные стереотипы, политические симпатии/антипатии.

Начало информационно-психологических войн Запада против России было положено во времена существования СССР. Тогда, после революции 1917 года, президент США Вудро Вильсон считал, что все белогвардейские правительства на территории России должны получить помощь и признание Антанты. После победы над коммунистами Вильсон планировал отправить в Россию отряды из молодежных христианских ассоциаций «для морального обучения и руководства русским народом». В 1918 г. американские войска вошли во Владивосток, и выгнать их окончательно удалось лишь к 1922 году. Еще 23 декабря 1917 года лидеры Антанты заключили тайную конвенцию о разделе сфер влияния в России: Англии - Кавказ, Кубань, Дон; Франции — Бессарабия, Украина, Крым. США -- Сибирь и Дальний Восток. Прибалтику, Белоруссию, Украину, Кавказ, Сибирь и Среднюю Азию – планировали превратить в «независимые» государства.

Хорошо известна директива Алена Даллеса 1945 года в отношении СССР.

Основная цель – свержение советской власти.

Основные задачи:

а) Снизить до минимума роль и влияние Москвы;

б) Изменить внешнюю политику России и добиться распада страны.

Д.Кеннеди, при вступлении в должность президента США в 1961 году заявил: «Мы не можем победить Советский Союз в обычной войне. Это неприступная крепость. Мы можем победить Советский Союз только другими методами: идеологическими, психологическими, пропагандой, экономикой».

Невидимые, т.е. информационно-психологические войны существовали во все времена. В 21-м веке за счет роста технологий такие войны перешли на новый этап развития. На Западе на это тратится больше денег, чем на ядерные ракетные программы.

Давно выведено единое правило: победу в войне одержит тот, у кого более развита пропаганда. Поэтому главным является не само сражение, а правильно сформированное общественное мнение. А это достигается контролем СМИ. Бывший глава объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Дж. Шаликашвили говорил: «Мы не побеждаем, пока CNN не сообщает о том, что мы побеждаем». Пример, бомбардировка американской авиацией Ливии в 1986 году была приурочена к началу вечерних информационных выпусков в США.

Военные эксперты считают, что большинство т.н. «миротворческих операций» было бы не нужно, если бы они не могли быть показаны по телевидению.

Главным в информационно-психологической войне является информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Т.е. пропаганда и идеология.