Вступление. 7 страница

В.Белл, Р.Хилл и С.Миллз рассматривали четыре типа лидеров:

-- «формальный» (на официальных постах);

-- «известный» (считается что имеет влияние в обществе);

-- «влиятельный» (реально оказывающий влияние); и

-- «общественный» (активно участвует в самодеятельных организациях).

М.Конвей, рассматривая лидера в факторе феномена толпы, выделял три лидерские роли:

-- «вожак толпы» (реальный вождь толпы, гипнотизирующий ее своей личностью);

-- «представитель толпы» (выражает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа);

-- «толкователь мнений» (выражает скрытые страхи и переживания толпы).

Макс Вебер выделял три типа легитимности лидерства:

-- «Легальная легитимность» (вера в право занимать лидером соответствующий руководящий пост; подобная вера базируется на бюрократических устоях общества, держится на страхе перед властью перед теми, кто назначил такого лидера на пост, и на тех атрибутах власти, которыми себя окружает такой лидер);

-- «Традиционная легитимность» (например, власть монарха);

-- «Харизматическая легитимность» (подчинение харизме[12] лидера и исключительному влиянию, оказываемому вследствие этого лидером на других индивидов).

 

Современные типологии лидерства.

В настоящее время выделяют следующие типологии лидерства[13]:

Западные:

1) Психопатологическая типология Г.Лассуэлла.

2) Типология политических лидеров Д.Рисмана.

3) Типология «макиавеллистской личности».

4) Типология президентов Дж.Барбера.

5) Типология Д. Варне.

 

Отечественные:

1) Психиатрический подход.

2) Клинико-психологический подход к типологии лидерства.

3) Тестологический подход.

4) Психо-семантический подход.

5) Соционический подход.

 

Кратко рассмотрим соответствующие типологии лидерства.

Западные.

1) Психопатологическая типология Г.Лассуэлла.

Г.Лассуэлл рассматривал роль становления лидеров в направлении движения бессознательных факторов поведения в критических ситуациях каждого из обозначенных им трех типов: «агитатора», «администратора», «теоретика».

-- «Агитатор».

Г.Лассуэлл считал, что с психоаналитической точки зрения подобный тип лидерства является нарциссическим. Функция подобных лидеров – убеждение общества в собственной позиции в отношении того или иного вопроса.

-- «Администратор».

В отличие от «агитаторов», влияние подобного типа распространяется на конкретную целевую аудиторию. Внешне они хладнокровны и независимы.

-- «Теоретик».

Стремятся к абстракции, их привлекают больше идеи, чем сами действия (действия – как реальное воплощение идей). Это теоретики. Абстракции таким лидерам необходимы для отыгрывания собственных эмоциональных состояний. Обычно такие лидеры характеризуются высоким развитием интеллекта.

2) Типология политических лидеров Д.Рисмана.

По мнению Д.Рисмана характер определяется типом общества. Он выделял три типа характера-общества.

-- «Безразличный» (сознательно и бессознательно дистанцируется от руководства, не стремятся к абсолютной власти);

-- «Морализатор» (лидер, чрезмерно эмоционально реагирующий на какую-либо ситуацию, не сдерживающий себя в проявлении эмоций);

-- «Внутренний наблюдатель» (контролирующий эмоции человек, стремящийся войти в суть проблемы или вопроса, но не показывающий вида, если не может управлять какой-либо ситуацией, реалист).

3) Типология «макиавеллистской личности».

Выстроенная учеными Р.Кристи и Ф.Гайсом шкала «макиавеллистской личности» выделяющая два типа подобной личности с высоким (оказывает сопротивление социальному влиянию) и низким (восприимчив к социальному влиянию) МАК-коэффициентом.

4) Типология президентов Дж.Барбера.

Дж. Барбер рассмотрел типологию президентов США и выделял три типа индивидуального стиля лидерства:

-- индивидуальный (привычный способ исполнения политической роли),

-- взгляд на мир (личностно-психологическое восприятие президентом действительности),

-- характер (жизненная ориентация).

Согласно Дж.Барберу, на личность президента дополнительно влияют два аспекта политической ситуации:

--характер властных отношений (система власти)

и

-- т.н. «климат ожиданий» (основные нужды и требования граждан, обращенные к президенту).

Дж. Барбер выделял три типа ожиданий:

а) Народ нуждается в уверенности, что все будет хорошо, и президент обо всем позаботится.

б) Народу нужно ощущение прогресса и динамики.

в) Народу необходима президентская легитимность.

Кроме того Дж. Барбер выделял четыре типа президентского характера:

-- Активный-позитивный тип (стремится к постоянному развитию, испытывает удовлетворение от работы, активно претворяет собственные решения в жизнь);

-- Активный-негативный тип (непостоянен и непоследователен, ищет спасения от внутреннего беспокойства и тревоги в чрезмерной работе, амбициозен и стремится к власти);

-- Пассивный-позитивный тип (низкая самооценка, стремление получить поддержку-одобрение у других, ложный – психологическо-вынужденный -- оптимизм);

-- Пассивный-негативный тип (характеризуется бегством от проблем, низкую самооценку компенсирует чувством долга, склонен к неопределенности, адаптирован к различным неполитическим ролям).

5) Типология Д.Варне.

Д.Варне различал два типа взаимоотношений между лидерами и ведомыми: «трансформационное» и «трансдейственное».

«Трансформационное лидерство» --динамический тип лидерства, характеризующийся тем, что в результате взаимодействия индивиды мотивируют друг друга, поднимаясь на более высокий социальный уровень. Лидер в таком случае формирует мотивы, ценности и цели ведомых, а те, в свою очередь, начинают действовать активнее и результативнее.

Д.Варне различал четыре вида трансформационного лидерства:

-- Интеллектуальное лидерство (возникает и реализуется внутри общества, в соответствии с его условиями, требованиями, и необходимостью их реализации, выполнения);

-- Реформаторское лидерство (преобразовывают существующие институты власти в результате осуществляемых ими реформ);

-- Революционное лидерство (преданность делу, идеалам, стремление к переустройству общества);

-- Героическое лидерство (исключительная вера в лидера, в его качество, легитимность власти, умение преодолевать трудности, разрешать кризисы и т.п.).

 

«Трансдейственное лидерство» -- напоминает сделку, возникает тогда, когда один человек проявляет инициативу в контактах с другими в целях обмена ценностями (экономическими, политическими, психологическими и т. д.), прекращается в случае достижения результатов.

Д.Варне рассматривал пять типов подобного лидерства:

-- Лидерство мнений (мобилизация мнений через обращение к желаниям и потребностям граждан, реализация подобных потребностей в результате власти);

-- Групповое лидерство (происходит совместная и взаимодополняемая деятельность

группы и лидеров; лидер помогает понять группе ее потребности, и тем самым становится незаменим);

-- Партийное лидерство (стремление лидера задействовать различные ресурсы – социальные, экономические, психологические – для реализации потребностей и ожиданий группы);

-- Законодательное лидерство (функции мониторинга действий группы и лидера. На этом этапе Д.Варне выделял такие подразделы законодательного лидерства и дополнительных ролей лидеров, как:

а) идеолог — стремится оказать воздействие как бы наверняка – на избирательную и небольшую группу, о которой заранее знает, что она поддержит его выступление;

б) трибун — местечковый лидер, считающий что знает чаяния жителей своего района, и поэтому охотно представляет их интересы;

в) карьерист — использует любые способы для поднятия вверх по карьерной лестнице;

г) парламентарий — стремится сочетать роль эксперта в области парламентских процедур с желанием сохранить парламентский институт в целом;

д) брокер — выполняет роль посредника в трениях между законодателями;

е) стратег — лидер мыслящий масштабными категориями (например -- работа над партийной программой и т.п.);

ж) политолог — концентрирует внимание на какой-либо проблеме.

-- Исполнительное лидерство (представлен почти исключительно харизмой самого лидера, его талантом, способностями, и проч.)

Отечественные типологии лидерства.

1) Психиатрический подход.

Используя психиатрическую терминологию, Е.Коблянская и Е.Лабковская описали проявление стиля лидерства в экстремальных ситуациях.

Подобный стиль определяют пять параметров:

-- темперамент (в т.ч. и черты характера, поведенческое отреагирование и проч.),

-- когнитивные процессы (индивидуальные особенности лидера, проявляющиеся в способности работы с информацией),

-- подход к управлению (позиционирование лидера как руководителя);

-- личная модель лидерства (лидерство на собственном примере);

-- общение с народом (с публикой, избирателями, и т.п.).

Выделяют пять стилей индивидуального поведения:

-- Параноидальный стиль (подозрительность, недоверие к другим);

-- Демонстративный стиль (показной артистизм);

-- Компульсивный стиль (желание все сделать наилучшим образом, стремление действовать исключительно по разработанному плану; вызывание тревоги и беспокойства, когда что-то нарушает привычный ход вещей);

-- Депрессивный стиль (пессимистично настроенный политик);

-- Шизоидный стиль (выражен уход от решения вопросов; стремление выступать в роли стороннего наблюдателя за событиями).

2) Клинико-психологический подход к типологии лидерства.

М.Глобот описала типы политиков, используя терминологию «пограничных» состояний личности, акцентуированных черт характера и индивидуальных особенностей (истерики, параноики, эгоисты, альтруисты и т. д.).

3) Тестологический подход.

Основан на тесте цветовых предпочтений Люшера (синий цвет предпочитают те, кто стремится к надежности и работе в команде, зеленый – цвет индивидов с хорошей эмоциональной памятью, красный цвет — агрессия, желтый — оптимизм и фантазия, и проч.).

4) Психо-семантический подход.

В.Петренко, О.Митина и И.Шевчук выделили три фактора оценки лидеров:

-- популярность (способность решать проблемы, жертвовать своими интересами ради общественных, и т.п.),

-- фактор предпочтения свободного рынка или плановой экономики (включает шкалы-позиции: сторонник свободного рынка; сторонник демократических преобразований; сторонник позитивного отношения к религии; сторонник плановой экономики; ставленник мафиозных структур), и

-- фактор авторитаризма.

5) Соционический подход.

Согласно этому подходу, как отмечает Д.В.Ольшанский (2002), существуют 16 психологических типов, которыми исчерпываются все возможные разновидности людей и описываются их возможности.

Эти 16 типов разбиты на четыре четверки — «квадры».

Каждая «квадра» — «психологическая семья», в которой каждому из четырех типов отводится свое место, и все со всеми находятся в теплых, дружелюбных отношениях.

В каждой «квадре» особая атмосфера, свой стиль общения, свой дух.

«Квадра» — психологическое убежище от невзгод социума, способное утешить, дать смысл и цель жизни и доказать, что ты ценен, нужен и не одинок.

«Квадра» — особая группа, формирующаяся на принципах взаимодополняемости ее членов.

Согласно соционическому подходу политика является отражением динамики смены доминирования групп («квадр») на общественно-политической арене.

«Квадры» существуют в обществе все одновременно, но выполняют разные функции.

Периодически к власти приходит та или иная «квадра» — и тогда происходят перемены.

В «альфа-квадре» обычно рождаются, но не реализуются идеи.

Идеи реализуются в «бета-квадре», где вместо интеллектуалов берут верх сильные люди, способные сплотить всех во имя достижения реальной цели.

«Гамма-квадрат — группа реформаторов, обычно подвергающих переоценке достижения своих предшественников. Как правило, этой «квадре» особенно свойственны либеральные идеи равных возможностей, конкурентности и экономического процветания.

«Дельта-квадра» — группа, где ценятся традиции, гуманизм, экологическое равновесие, комфорт, поиск баланса между индивидом и обществом.

Согласно соционики, идея коммунизма, как и положено всякой идее, вызрела в «альфа-квадре» (в нее входили явно близкие по типу К.Маркс, Ф.Энгельс, все социалисты-утописты и поздние теоретики — Г.Плеханов, Мартов, Каутский).

Однако ничего практического они сделать не могли.

Воплощать в жизнь идею коммунизма выпало революционерам-практикам из «бета-квадры», в которую входили такие близкие по психотипу люди, как Л.Троцкий, В.Ленин, И.Сталин, Г.Зиновьев, Л.Каменев, Ф.Дзержинский, весь ленинский ЦК.

«Бета-квадре» свойствен тоталитарный и жестко иерархический стиль управления: вождь, масса, плюс идеология (коммунизм). Эта жесткая структура, которая базируется на централизме. Собственность обобществляется и управляется централизованно. Командно-административное строение общества и потребность во враге для поддержания постоянной мобилизованности со временем приводят к поиску внутренних врагов, по мере истребления внешних.

Затем, начиная с Н.С.Хрущева и с Л.И.Брежнева, пришла «гамма-квадра»: М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин. Начался отход от прежних целей, отступление от «восточных» ценностей в пользу более «западных». Поэтика героизма и патриотизма («бета-ценности») сменилась на индивидуальные ценностные ориентации. Теоретически, на смену «гамма-квадре» должны придти «успокоители» и «гуманизаторы» из «дельта-квадры». Однако В.В.Путин — типичный представитель «бета-квадры». Соционики объясняют это тем, что «альфа» и «дельта-квадры» принципиально не способны на первые роли в политике — не хватает «силы воли». И люди типа А.Собчака или Г.Явлинского (представители «дельта-квадры») не способны занимать «кресло № 1». Как, впрочем, не способны к этому были ни Т.Компанелла, ни К.Маркс. Реальные политические действия возможны только по направлениям «бета» или «гамма». «Альфа» и «дельта»-квадры осуществляют необходимую, но не первостепенную роль идейно-ценностного обеспечения. Исторический опыт показывает: в абсолютном большинстве случаев власть принадлежала представителям «бета» или «гамма»-квадр».

Рассматривая вопрос власти и властных отношений, мы должны говорить и о том, что желание или нежелание обладания властью зависит от психического уклада того или иного индивида, зависит от неврастеничности психики. Кроме того, не всякий желает оказаться наделенным властью потому, что любая власть – это ответственность за судьбы доверивших власть людей. А ответственность вызывает различные проявления пограничной симптоматики.

При этом было бы не верным говорить, что во власть идут исключительно психопатологические личности. Хотя и определенное количество индивидов, наделенных властными полномочиями, отыгрывают в процессе работы симптоматику присущих им психических заболеваний.

 

 

Тема 6: Основы массовых коммуникаций

 

«Коммуникационный процесс – это всегда суггестия, внушение, которому в большей или меньшей степени противостоит контрсуггестия (контрвнушение)…»

Л.П.Гримак

 

1. Понятие, цели и функции, типология коммуникации.

-- Понятие коммуникации;

-- Цели и функции коммуникации;

-- Базовые биологические потребности по А.Маслоу.

-- Виды коммуникации.

2. Групповая коммуникация.

-- Основные типы групп.

-- Характеристики группы.

-- Основные цели объединения в группы.

-- Стадии коммуникативных процессов в становлении группы.

-- Управление группой.

-- Типы лидеров.

-- Правила коммуникативного поведения в группе.

3. Массовая коммуникация.

-- Массовая коммуникация: определение.

-- Модели массовой коммуникации.

4. Межличностная коммуникация.

-- Понятие межличностной коммуникации.

-- Функции межличностной коммуникации.

-- Модели межличностной коммуникации.

-- Характеристики основных типов коммуникантов.

-- Коллектив.

-- Критерии эффективности групповой деятельности.

-- Преимущества стилей руководства в зависимости от характера групп.

-- Формы организации групп.

-- Процесс принятия групповых решений.

5. Средства массовой коммуникации (СМК) и информации (СМИ).

--Понятие СМК и СМИ.

-- Виды СМК (СМИ).

-- Условия функционирования средств массовой коммуникации.

-- Теории средств массовой коммуникации (зарубежные; отечественные).

-- Функции СМК.

--Модели СМК.

-- Особенности восприятия при подготовке информации СМИ.

--Факторы воздействия массовой коммуникации.

-- История развития СМК и СМИ (краткий обзор).

-- Будущее СМК и СМИ.

 

Рассмотрим что такое коммуникация.

Коммуникация в переводе с латинского означает общение.

Коммуникация -- обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами.

Коммуникации – процесс кодирования и передачи информации от источника к получателю сообщения.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).

Цель коммуникации – передача сообщения.

Коммуникация может происходить не только в процессе общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п.

Основная причина коммуникации – соответствующие потребности человека.

Согласно А.Маслоу (1999) существуют базовые биологические потребности, и потребности самореализации личности:

1) физиологические потребности (пища, питье, секс);

2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);

3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);

4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

 

Типология коммуникации.

Существуют следующие формы коммуникации -- письменная, устная, визуальная и т.п.

Средства коммуникации -- объединяют различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета – слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.

Формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая функции зрения и слуха. Например, громкоговоритель усиливает голос, сокращая расстояние между коммуникантами.

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно (напр., мимика).

 

Виды коммуникации:

1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);

2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты постороннего наблюдателя, напр. коммуникации на фоне свидетелей в толпе, в ресторане и т.п.);

3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид – группа);

4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей (телевидение, радио, интернет, т.п.).

Дополнительные разновидности коммуникации:

а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами),

б) межличностная (между отдельными представителями народов или государств),

в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).

Свойство индивидов – объединяться в группы или массы.

 

Основные признаки групп:

1) общие интересы членов группы;

2) коммуникация между членами.

Основные типы групп -- семейные, неформальные, формальные.

1) Семейная группа -- это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть).

2) Неформальная группа -- дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная.

3) Формальная группа -- это как добровольная (кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и взаимоотношениями между членами, установленными целями и задачами.

Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа.

 

Характеристики группы:

1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения могут быть хорошими, конкурентными, враждебными);

2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не создают группы, например, толпа на автобусной остановке);

3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной службы, Устав КПСС);

4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум).

В рамках группы каждый из членов обладает определенным статусом (начальник – подчиненный, лидер – ведомый, и т.п.).

Роль каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (армия, королевство и т.п.).

 

Основные цели объединения в группы:

1) Достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против);

2) Получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности.

Дополнительное преимущество членства в группе -- легкость коммуникации с себе подобными.

 

Коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: (Б.Такман, 2002)

1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),

4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).

Основа формирования группы – взаимная уступка (по Матуране).

Управление группой осуществляется через лидеров. Лидером является член группы, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признаются остальными членами группы. Лидер обладает неформальной властью в группе, в отличие от официального руководителя. В одной группе могут быть несколько лидеров.

Типы лидеров:

1) авторитарный (по отношению к подчиненным: властность, единоличное принятие решений, навязывание другим своего мнение, использование приказов и подчинений как основных методов работы).

2) демократический (уважение к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим – с просьбами, а не приказами).

3) либеральный (предоставление подчиненным полной свободы действий, отсутствие контроля, подчиненные наделяются полномочиями и принятиями любых решений (вплоть до снятия лидерства лидера).

4) бюрократический (власть и авторитет поддерживается бюрократическими методами).

5) лидер мнений – человек, к мнению которого больше всего прислушиваются остальные.

6) номинальный лидер – человек, который возглавляет группу лишь формально, но к его мнению не прислушиваются.

7) лидер, ориентированный на людей – лидер, для которого главным в деятельности является благополучие составляющих группу людей.

8) лидер, ориентированный на работу – лидер, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед группой задачи.

9) харизматический лидер – лидер, наделенный от природы лидерскими качествами.

10) ситуационный лидер – лидер, становящийся таковым на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. В последнее время стали различать -- комбинированный и гибкий.

Комбинированный лидер – лидер, использующий в руководстве группой элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).

Гибкий лидер – лидер, использующий комбинацию трех основных стилей руководства, но все время – в зависимости от обстоятельств – преобладает какой-то один.

Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений).

 

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

1) Взаимное признание статусов участников группы;

2) Публичная оценка достижения других;

3) Умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

4) Умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями.

5) Умение предложить нужную информацию и идеи группе;

6) Умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть другого).

7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;

8) Умение интегрировать различные идеи и информацию;

9) Умение предложить план совместных действий.

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры.

 

Массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории. (Б.Фирсов)

Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на взгляды и поведение людей.

 

Модели массовой коммуникации.

Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».

Межличностная коммуникация -- процесс передачи информации неким источником -- конкретному объекту.

Функции межличностной коммуникации:

1) Информационная.

Обмен между людьми информацией.

2) Социальная.

Формирование мнений на события.

3) Экспрессивная.

Проявляется в выражении чувств и эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства.

4) Прагматическая.

Координирует совместные действия участников коммуникации и заключается как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.

5) Интерпретативная.

Служит для понимания своего партнера по коммуникации. Используется для передачи конкретных оценок, мнений, суждений и т.д.

Все функции тесно связаны между собой и присутствуют в в любом виде коммуникации.

 

Структурные и описательные модели межличностной коммуникации.

В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие:

1) кто передает информацию (отправитель);

2) что передается (содержание информации);

3) кому передается информация (получатель);

4) каким способом передается информация (канал);

5) обратная связь (непосредственная или опосредованная).

В описательных моделях выделяются еще два компонента — результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.).

 

Характеристики основных типов коммуникантов:

А) Доминантный коммуникант (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие).

Б) Мобильный коммуникант (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).

В) Ригидный коммуникант (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен).

Г) Интровертный коммуникант (не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).

 

Коллектив -- малая группа, в которой сло­жилась система деловых и личных взаимоотношений. (Такие отношения определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффек­тивности и информированности (Р. С. Немов, 1999)).

Ответственность -- добровольное принятие членами коллектива на себя обязательств за судьбу каждого человека.

Открытость -- способность устанавли­вать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами.

Коллективизм -- забота членов коллек­тива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает коллектив.