Предисловие
Третье поколение образовательных стандартов ориентировано на развитие профессиональной компетентности, широкое фундаментальное и общекультурное образование с учетом личностных возможностей и потребностей обучающихся. Образовательные результаты понимаются как конкретные достижения студентов, выраженные в компетенциях, которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент по завершении всей или части образовательной программы.
Данное учебное пособие направлено, в первую очередь, на развитие профессиональной компетентности студента педагогического вуза. Ведь деятельность педагога – это постоянное решение возникающих задач и проблемных ситуаций по развитию, воспитанию и обучению детей.
В рамках подхода ученых РГПУ им. А.И. Герцена профессиональная компетентность учителя понимается как интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [ Компетентностный подход в педагогическом образовании/ под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной – СПб., 2008].
Учебное пособие «Введение в педагогическую науку и деятельность» разработано в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общепрофессиональному блоку для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает проведение лекционных, семинарских занятий и лабораторных работ. Содержание учебного пособия (теория) выступает средством, помогающим освоить профессию. Задания лабораторных и семинарских занятий учат действовать, принимать решения, соотносить теоретические знания с будущей профессиональной деятельностью.
Целью курса является содействие осознанию бакалавром социальной и личностной значимости педагогической профессии и овладению методологическими основами педагогической науки и деятельности.
Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
· ОК-1(общекультурные компетенции) - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
· ОК-7 - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
· ОПК-1 (общепрофессиональные компетенции) - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:
· ОК-13 - готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
· ОПК-3 - владение основами речевой профессиональной культуры;
· ПК-9 (профессиональные компетенции) - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности ;
· ПК-11 - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
Содержание учебного пособия включает два основных раздела, в соответствии с модулями учебной дисциплины.В первом модуле«Педагогическая наука», представлено содержание, отражающее специфику педагогической науки, ее структуры, категориального аппарата и методологии. Во втором модуле«Педагогическая деятельность» содержание отражает специфику педагогической деятельности, профессиональную компетентность педагога, правовые нормы реализации педагогической деятельности, основы профессиональной коммуникации и характеристику системы отечественного образования.
Содержание каждого модуля построено в соответствии с логикой изучения учебного материала в вузе: каждый учебный элемент модуля отражает те компетенции, которыми необходимо овладеть студенту, изучающему данный курс. В каждом учебном элементе, в соответствии с рабочей учебной программой, представлены тезисы лекций, содержание семинарских занятий и лабораторных работ. В учебном пособии представлены методические материалы к каждой лабораторной работе и семинарскому занятию, основная и дополнительная литература, овладение содержанием которой обеспечит достаточную подготовленность к семинарским занятиям и выполнению инвариантных и вариативных заданий на лабораторных работах.
Содержание каждого модуля, представленного в данном пособии, разработано в соответствии с тематическим планом дисциплины.
№ | Раздел (модуль) курса | Всего часов (в трудоемкости) | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | ||||
Модуль1.Педагогическая наука | ||||||
УЭ-1 | Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат. | |||||
УЭ-2 | Методология педагогической науки и деятельности. | |||||
УЭ-3 | Организация и методы педагогических исследований. | |||||
УЭ-4 | Современная педагогическая информация и способы ее освоения. | |||||
Модуль 2. Педагогическая деятельность | ||||||
УЭ-1 | Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики. | |||||
УЭ-2 | Профессиональная компетентность педагога. Профессиональное самопознание и саморазвитие | |||||
УЭ-3 | Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования. | |||||
УЭ-4 | Основы просветительской деятельности. | |||||
УЭ-5 | Система отечественного образования. Социальное партнерство в образовании. | |||||
УЭ-6 | Основы проф. коммуникации (в том числе в поликультурной образовательной среде). | |||||
ИТОГО: |
На основе материалов учебного пособия студенты могут подготовиться к лекциям, предварительно просмотрев тезисы лекций. Для подготовки к семинарским занятиям в пособии предлагаются вопросы по темам семинаров, задания для работы в группах, предложен список основной литературы. Лабораторные работы проводятся на основе следующих правил:
• Задания каждой лабораторной работы рассчитаны на 2 академических часа (возможно завершение выполнения заданий в режиме самостоятельной внеаудиторной работы студентов).
• Лабораторные работы выполняются по подгруппам, в которых организуется индивидуальная, парная и групповая деятельность студентов в соответствии с содержанием заданий.
• Лабораторные занятия не предполагают предварительную подготовку студентов.
• Материалы, необходимые студенту для выполнения работы, предоставляются преподавателем в печатном или электронном виде.
return false">ссылка скрыта• Рекомендуется проведение занятий в компьютерных аудиториях с выходом в Интернет.
• Результаты лабораторных работ оформляются студентом в отдельной папке.
• Итоговая отметка за каждое занятие выставляется в соответствии с технологической картой – 6 баллов.
Студентам также предлагается блок вариативных заданий, которые можно выполнить с целью более глубокого понимания материала, а также для получения дополнительных баллов по теме.
По курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» промежуточная аттестация проводится в форме «накопительного зачета» по технологической карте студента (см. Приложение 2), позволяющей выявить динамику формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В технологической карте студента фиксируются баллы по всем видам деятельности (работа на лекциях, семинарах, лабораторных занятиях, премиальные баллы), что позволяет каждому студенту отслеживать свои достижения по предмету, а также получить итоговый балл по накопительной системе.
Данное учебное пособие поможет студентам ознакомиться с требованиями к предмету, овладеть базовыми знаниями по курсу, сориентироваться в изучаемом материале. Тестовые материалы к каждому модулю, а также технологическая карта содействуют планированию и организации самоподготовки к занятиям, самоанализу и самооценке компетенций. Пособие может быть рекомендовано также студентам заочного отделения.
Данное учебно-методическое пособие мы рассматриваем как одно из средств, способствующих конструированию новой образовательной среды, в которой студенты будут учиться увлеченно и радостно, двигаясь к запланированному ими образовательному результату – профессиональной педагогической компетентности.