СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

2.1. Автоматизированная система диспетчерского
управления "Диалог"

2.1.1. Назначение и функции

Система "Диалог" представляет собой комплекс технических средств и программного обеспечения и состоит из трех подсистем: центральный пост (ЦП), линейные пункты (ЛП) и передачи информации.

Система "Диалог" является диспетчерской централизацией нового поколения и предназначена для управления движением поездов на одно-, двух- и многопутных участках железнодорожных линий, в том числе и высокоскоростных, а также управления объектами энергоснабжения железных дорог и контроля специализированного подвижного состава.

Устройство системы "Диалог" функционально включает в себя современную систему телемеханики с дуплексным или полудуплексным высокоскоростным обменом информацией между центральным (распорядительным) постом и линейными (исполнительными или контролируемыми) пунктами. Система "Диалог" выполняет следующие функции:
● непрерывный контроль поездной ситуации на участке в автоматическом режиме с учетом номеров, индексов поездов, их ходовых качеств и других данных в реальном масштабе времени;
● автоматическое управление движением поездов на участке при отсутствии отклонений от заданного графика (задание маршрутов на станциях, управление стрелками, светофорами, объектами энергоснабжения и др.);
● прогнозирование возможного отклонения от заданного графика движения поездов и выдачу рекомендаций диспетчеру (в режиме "советчика") о необходимых мерах по предотвращению этого отклонения, оптимизации управления движением поездов на участке при отклонениях от заданного графика с выходом на регулярный график;
● отображение и документирование исполненного графика движения, действий диспетчера по управлению движением поездов и информации, вырабатываемой в автоматическом режиме;
● отображение прогнозируемого или регулярного графика движения поездов на заданный период времени;
● контроль и отображение (при необходимости и регистрация) состояния путевых объектов, энергообъектов и подвижных единиц в объеме, обеспечиваемом средствами автоматики на участке;
● передачу ответственных команд на линейные пункты;
● возможность работы в автоматическом, полуавтоматическом (система вырабатывает "совет" диспетчеру о каждой операции, решение принимает диспетчер) и ручном режимах. в ручном режиме все действия по формированию команд выполняет диспетчер, система только выполняет приказы и осуществляет сбор информации, её обработку и регистрацию;
● обмен информацией с устройствами системы "Диалог" соседних участков, автоматизированной системой оперативного управления перевозками (АСОУП) и другими информационными системами транспорта верхнего уровня;
● сбор диагностической информации о техническом состоянии средств системы, каналов передачи информации, устройств автоматики на перегонах и станциях, которая выдается на АРМ дежурного инженера службы сигнализации, централизации и блокировки, на резервные пульты линейных пунктов, на АРМ поездного диспетчера (с различной степенью детализации);
● перевод устройств линейного пункта в режим автодействия (по команде с центрального поста или при отказе канала связи), на режимы резервного или сезонного управления, на управление маневровой работой с местного пульта (маневровой колонки);
● сбор и предварительную обработку информации от путевых устройств контроля состояния подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ и др.);
● сбор и обработку информации о состоянии устройств контактной сети и энергоснабжения, отображение этой информации на АРМ энергодиспетчера, управление с него устройствами энергосети на участке;
● отображение информации о передвижениях локомотивов и пригородных поездов на участке, рефрижераторного и другого специализированного подвижного состава с выдачей этой информации на АРМ локомотивного (вагонного) диспетчера и в АСОУП;
● выдачу номеров пассажирских поездов и времени их прибытия (отправления) в информационные системы обслуживания пассажиров.

2.1.2. Технические характеристики

Система "Диалог" имеет следующие технические характеристики:
– количество линейных пунктов на участке диспетчерского управления до 127;
– количество объектов управления на одном линейном пункте до 264 (в том числе безопасных 44. безопасным называется такой выход, управляющий сигнал на котором не появится в случае любых отказов технических средств системы);
– количество двухпозиционных объектов контроля до 14336;
– среднее время цикла опроса линейных пунктов участка 5 с;
– время передачи одной команды телеуправления до 0,05 с;
– время реакции системы на запрос диспетчера до 5 с;
– время обновления отображаемой поездной ситуации до 5 с;
– время разработки предложения по оптимизации графика и устранения конфликтов до 60 с;
– время решения оптимизационной задачи по разработке измененного плана-графика движения поездов до 5 мин;
– скорость передачи информации в каналах телеуправления и телесигнализации до 2400 бит/с;
– вероятность искажения элемента сообщения в каналах телеуправления и телесигнализации не более 10 -4;
– вероятность трансформации сообщения телеуправления или телесигнализации в другое разрешенное не более 10 -15;
– вероятность необнаруживаемой потери сообщения телеуправления или телесигнализации не более 10 -16;
– способ передачи информации телеуправления и телесигнализации циклический;
– число каналов телеуправления – один;
– число каналов телесигнализации – один.

2.1.3. Структура

Система "Диалог" состоит из устройств центрального поста (ЦП), устройств линейных пунктов (ЛП) и каналообразующей аппаратуры. Аппаратура ЦП включает персональные микроЭВМ, устройства ввода и отображения информации, устройства регистрации информации. Перечисленные устройства образуют автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (АРМ ДНЦ). Кроме того, на ЦП могут устанавливаться АРМ энергодиспетчера, локомотивного диспетчера, дежурного инженера службы сигнализации, централизации и блокировки.Все АРМ объединяются в информационную сеть. Совокупность АРМ центрального поста одного или нескольких участков, объединенных вместе, представляет собой автоматизированный центр диспетчерского управления (АЦДУ) соответственно участка, региона, отделения или дороги в целом. Структурная схема АРМ ДНЦ системы "Диалог" представлена на рис. 1, где для связи ЦП с ЛП системы "Диалог" используются модемы канала передачи информации (Модем).
На рис. 2 показана структурная схема АРМ дежурного инженера службы сигнализации, централизации и блокировки. Аппаратура ЛП включает специализированную управляющую безопасную микроЭВМ (БМ-1602), устройства ввода и отображения информации, безопасные интерфейсные элементы увязки с исполнительными и контролируемыми элементами устройств автоматики на станциях и перегонах. БМ-1602 имеет модульный принцип построения. В корпусе микроЭВМ устанавливаются два блока питания, дублированный процессорный модуль со схемой запуска и контроля, интерфейсные модули. В зависимости от количества команд ТУ и ТС для конкретной станции в корпусе БМ-1602 могут устанавливаться до 15 интерфейсных модулей.

Рис. 1. Структурная схема АРМ ДНЦ системы "Диалог"

Рис. 2. Структурная схема АРМ дежурного инженера службы сигнализации, централизации и блокировки

Место их установки определяется при проектировании и задается адресной настройкой. К интерфейсным относятся модули токовых выходов Т, а также модули дискретных входов I, аналоговых входов А и дискретных выходов управления О. На рис. 3 изображён каркас безопасной управляющей микроЭВМ типа БМ-1602 и его комплектация. Подключение внешних устройств контроля, управления и питания к БМ-1602 осуществляется с лицевой стороны. Соединение модулей между собой осуществляется посредством объединительной платы с двухсторонним печатным монтажом. На станциях могут дополнительно устанавливаться АРМ дежурных по станции, связанные с устройствами ЛП.

Рис. 3. Каркас управляющей безопасной микроЭВМ типа БМ-1602: КР – крейт (конструктив) безопасной управляющей микроЭВМ; БП1(БП2) – основной и резервный блоки питания; В – вентиляторный блок; Р1(Р2) – идентичные первый и второй модули центральных процессоров; Z – модуль запуска и контроля; М – модуль модема; Т – модуль токовых выходов; I – модуль дискретных входов;
О – модуль дискретных выходов; А – модуль аналоговых входов